Увольнение пилота и отставка руководителя команды всего через шесть гонок сезона обычно не свидетельствуют о процветании коллектива Формулы 1. Но действительно ли Alpine находится в кризисе?
Оливер Оукс неожиданно покинул пост руководителя команды во вторник вечером, всего за несколько часов до того, как Alpine официально подтвердила давно циркулирующие слухи о замене Джека Дуэна на Франко Колапинто на предстоящем Гран-при Эмилии-Романьи.
Хотя первоначальные предположения о взаимосвязи этих двух событий, по-видимому, оказались ошибочными, сам факт таких изменений не добавляет уверенности команде, которая, пожалуй, является наименее стабильной в пелотоне за последнее десятилетие.
После появления этих новостей Карун Чандхок (эксперт F1) и Крейг Слейтер (спортивный репортер) собрались для специального выпуска The F1 Show, чтобы проанализировать ситуацию.
Что означает неортодоксальная “ротация” пилотов Alpine?
Хотя большинство представителей F1-медиа уже к вечеру воскресенья на прошлом Гран-при Майами сообщали, что Дуэн потерял место в пользу Колапинто, Alpine все же сумела удивить, объявив о перестановке.
Команда представила изменение в составе как “ротацию”, при этом Колапинто был подтвержден в качестве напарника Пьера Гасли только на следующие пять этапов сезона 2025 года.
Такое соглашение редко встречается в новейшей истории спорта, и решение команды объявить о краткосрочном характере сделки также весьма примечательно.
Согласно Alpine, их идея заключается в том, что перед серьезным изменением регламента в следующем году, которое, как они надеются, позволит им совершить скачок в результатах, они хотят оценить свой пул молодых пилотов уже сейчас, чтобы иметь сильнейший состав к 2026 году.
Слейтер пояснил: “В Alpine также считают, что в следующем сезоне у них будет хороший пакет. У них моторы Mercedes, и их шасси уже очень хорошее.”
“Они могут стать одной из четырех команд, способных бороться за чемпионство в следующем году. Некоторые даже связывают Макса Ферстаппена с переходом в Alpine, хотя на данный момент это кажется маловероятным.”
“Они верят в Гасли и хотят подобрать наилучшую пару пилотов на 2026 год.”
Связана ли сделка с Колапинто только с деньгами?
Существует более скептическая точка зрения на соглашение о пяти гонках, согласно которой все сводится к финансовым причинам.
Колапинто впечатляюще провел девять гонок за Williams в конце прошлого сезона и быстро привлек значительную спонсорскую поддержку и популярность из своей родной Аргентины.
Наряду с его потенциалом как пилота, его позиция на южноамериканском рынке, вероятно, сыграла значительную роль в решении исполнительного директора Alpine Флавио Бриаторе заплатить, как считается, €4.5 млн (£3.8 млн) за переход Колапинто из Williams по пятилетнему соглашению об аренде.
Слейтер заявил: “То, что я узнаю, говорит о том, что финансовые соображения сыграли большую роль в его замене на Дуэна.”
“Сумма денег, которую может получить Alpine, весьма значительна. Мы считаем, что они заплатили Williams за переход Колапинто по этому пятилетнему арендному соглашению, и поэтому есть необходимость возместить эти расходы.”
“Тот факт, что контракт заключен всего на пять гонок, необычен. Думаю, ожидается, что если он проявит себя хорошо, то останется до конца года.”
Соглашение на пять гонок должно привлечь выгодные спонсорские контракты и позволит Alpine убедиться в поступлении ожидаемых средств.
Был ли Дуэн невезуч, и закончена ли его карьера в F1?
Создавалось впечатление, что карьера Дуэна в F1 была под вопросом еще до начала его первого сезона, поскольку подписание Колапинто в январе в качестве резервного пилота породило слухи о том, что время австралийца на исходе.
В такой ситуации на него оказывалось огромное давление, и хотя порой он демонстрировал проблески скорости, две серьезные аварии и сход в Майами сделали его позицию уязвимой.
Хотя теоретически тот факт, что команда называет смену пилотов “ротацией”, дает Дуэну надежду на возвращение за руль, есть подозрение, что следующая возможность достанется другому молодому резервному пилоту Alpine, Паулю Арону.
Слейтер сказал: “Они рассмотрели Джека Дуэна. По всей видимости, это не исключено, но, по-моему, его возвращение за руль весьма маловероятно.”
“Есть также Пауль Арон и Колапинто. Арон и Колапинто провели по четыре тестовые сессии в этом сезоне на оборудовании 2023 года, так что команда смогла оценить их возможности и готовность к работе, потенциально в следующем году.”
Чандхок считает, что терпение, с которым Дуэн перенес некомфортную ситуацию, созданную командой, объясняется тем, что именно Alpine по-прежнему предлагает ему наиболее вероятный путь обратно в Формулу 1.
Чандхок сказал: “С приходом Cadillac, очевидно, много разговоров о рынке пилотов, но я не слышу, чтобы Джек был в топе чьих-либо списков.”
“Думаю, его лучший вариант — это если Колапинто будет испытывать трудности, и команда даст Джеку больше тестов, предоставив шанс еще немного улучшиться.”
“Что-то нечистое” за отставкой Оукса?
Время отставки Оукса заставило многих предположить, что он ушел из-за недовольства решением Бриаторе о смене пилота, с которым он не согласен. Однако это оказалось не так.
Бриаторе опубликовал в среду заявление, настаивая на том, что их отношения были крепкими, и что отставка произошла по “личным” причинам. Оукс подтвердил это собственным заявлением.
Выступая незадолго до публикации заявлений, Чандхок поделился своими подозрениями относительно ситуации.
Он сказал: “Я чувствую неладное. Думаю, в делах Alpine что-то более гнилое.”
“Он ушел не только из-за решения по пилоту. Он не отказался от шанса быть одним из десяти руководителей топ-команд спорта просто из-за того, кто займет второе место.”
“Так что, на мой взгляд, здесь происходит нечто большее, что еще не стало достоянием общественности.”
Слейтер добавил: “Все указания, которые мне давали, говорят о том, что его уход не обязательно связан с заменой пилота. Возможно, это что-то другое.”
“Возможно, это удобный момент для него отойти в сторону в тени этих событий.”
Находится ли Alpine в смятении?
В последние годы в Alpine не было недостатка в драме: Оукс стал четвертым руководителем команды, покинувшим свой пост с начала 2021 года.
Произошло много других громких уходов в технических и исполнительных отделах. Кроме того, команда упустила потенциально великолепный состав пилотов в лице Фернандо Алонсо и Оскара Пиастри, позволив обоим уйти в конце 2022 года.
Несмотря на эту нестабильность, Alpine привлекла €200 млн (£170 млн) инвестиций от группы инвесторов, включающей голливудских звезд и великих спортсменов, таких как Рори Макилрой и Энтони Джошуа.
2025 год станет последним сезоном, в котором команда, принадлежащая Renault Group, будет выступать как заводская, поскольку Renault объявила в прошлом году об отмене своих планов по производству моторов для сезона F1 2026 года и последующих лет.
Чандхок задался вопросом, не свидетельствуют ли недавние действия команды о том, что они готовятся извлечь выгоду из текущей популярности F1, продав команду в ближайшем будущем.
Он сказал: “Чего они пытаются добиться? Ведь они больше не заводская команда. Я полагаю, они пытаются строить бренд Alpine, но это не массовый автомобиль.”
“Соотношение цифр и обоснования трудно понять. Может быть, они просто играют в игру по повышению стоимости? В таком случае, почему бы не продать сейчас?”
“Если они играют в игру по повышению стоимости, то почему бы не продать? В этой ситуации много чего до сих пор для меня не сходится. Я не понимаю общей стратегии.”
Слейтер добавил: “Возможно, из всего этого хаоса выйдет нечто позитивное для Alpine. Но сейчас им нужно успокоиться и покончить со всей этой нестабильностью.”
Европейская часть сезона F1 начинается с Гран-при Эмилии-Романьи.