Жанр музыкального аниме довольно специфичен. В то время как более нишевые произведения вроде «Звучи, эуфониум!» или «Синий оркестр» ориентированы на узкий круг зрителей, популярные тайтлы типа «Кэйон!» и «Одинокий рокер!» доказывают, что успех часто зависит от большого количества мемов и даже от смещения акцента с самой музыки на другие элементы. Новая серия сезона, «Рок — женская скромность», демонстрирует удачный баланс: здесь есть место как мощным риффам от страстных рокерш, так и забавным перепалкам между ними. В чем же заключается секрет такого подхода?
Сюжет повествует о повседневной жизни Лилисы Судзуномии, девушки из обычной семьи, которая попадает в престижную женскую академию после того, как её мать выходит замуж за представителя высшего общества. Теперь Лилисе приходится вращаться в этом кругу, тщательно скрывая свое прошлое, связанное с глубокой страстью к рок-музыке. Ситуация усложняется тем, что она довольно успешно себя обманывает, из-за чего её постоянно бросает из крайности в крайность, и конфликт выглядит весьма органичным. Она могла бы провести всю жизнь, соблюдая светские условности, если бы случайно не встретила барабанщицу Отоху Куроганэ в заброшенном здании академии.
Отоха не позволила Лилисе отрицать свою сущность. Девушка, якобы покончившая с карьерой гитаристки, была настолько задета вызовом Отохи, что потеряла контроль, схватила старую гитару и вновь влюбилась в музыку. После первой совместной репетиции, сопровождавшейся бурными выяснениями отношений, девушки осознали невероятную музыкальную совместимость и поняли, что теперь их пути неразделимы. Вывод очевиден: нужно создавать свою группу.
Понятно, что такие яркие и взрывные натуры вряд ли смогут ужиться с обычными людьми (хотя и тут аниме удивит), поэтому состав группы предстоит укомплектовать не менее эксцентричными персонажами. Тайная жизнь в элитной школе, стычки на репетициях и раскрытие новых музыкальных горизонтов и личного потенциала на выступлениях — вот какая гремучая смесь ждет зрителей, ожидающих увидеть лишь милых девочек, играющих милые песенки.
Вся сюжетная канва аниме держится на трёх основных элементах: личных обстоятельствах Лилисы, её жизни в академии и музыкальной деятельности группы. Следует признать, что каждый из этих аспектов выполнен если не безупречно, то очень качественно, добавляя нюансы, выделяющие тайтл на фоне других историй о девушках-рокершах. Для сравнения мы будем обращаться к «Одинокому рокеру!» как к последнему громкому хиту в этом жанре.
Начнём с главной героини Лилисы. Она получилась реалистичным персонажем, вызывающим сочувствие. Отчасти это связано с её матерью, одержимой идеей, чтобы Лилиса соответствовала образу идеальной леди. Эта одержимость показана не гротескно, а дозировано, что позволяет постепенно осознать весь масштаб проблемы. При этом Лилиса не выглядит просто жертвой — в ней полноценно сосуществуют этот внутренний конфликт и стремление к музыке. Она постоянно колеблется, пытаясь понять: можно ли совмещать жизнь леди и рокерши?
Пусть такой конфликт не претендует на глубину шекспировских трагедий, но «Одинокий рокер!» вообще не позиционирует себя как драма, полностью фокусируясь на юморе. Да, Хитори считается хиккой, но максимум, что она получает от этого образа жизни — забавные неловкие ситуации. Лилиса также попадает в комичные ситуации из-за конфузов в дамской академии, но при этом демонстрирует значительное личностное развитие, куда более глубокое, чем простое преодоление социофобии.
Кстати, о дамской академии: она неоднородна, что характерно для качественно проработанной среды, где формируется персонаж. Здесь есть как убежденные сторонницы традиционных взглядов на роль женщины («хранительница очага»), так и леди, искусно балансирующие между элегантностью и свободой, причём каждая делает это по-своему. В таком многообразии ролевых моделей Лилисе предстоит найти собственную идентичность, и всё это накладывается на непростые отношения в её семье.
Но пока это лишь предпосылки для будущей драмы — сейчас академия служит в основном источником мемов и курьёзных ситуаций. Когда девушки-бунтарки внезапно показывают свою истинную натуру на публике, им приходится выпутываться самыми необычными способами, порой даже вдохновляя одноклассниц. Более того, даже сводная сестра Лилисы проникается энтузиазмом и уважением, узнав о её рок-стороне, что также является завязкой для будущей сюжетной арки.
И, конечно, самое впечатляющее в этом аниме — музыка. Она заметно сложнее и тяжелее, чем в «Одиноком рокере!». Здесь звучит опенинг от известной J-rock группы BAND-MAID и более олдскульные инструментальные композиции. Это ключевая особенность сериала: группа играет без вокалиста, поэтому основное внимание уделяется не «вдохновляющим текстам» или «пронзительной лирике», а качеству и плотности тяжёлой, почти металлической инструментальной игры девушек.
Да, это всё ещё не вершина японского прогрессивного рока, и стоит признать: сосредоточенность на инструментальных партиях не способствует запоминаемости песен. Соло может быть феноменальным в моменте, но сама композиция вряд ли надолго останется в памяти после просмотра. Тем не менее, очень ценно, что это аниме предлагает иной взгляд на музыку.
Например, одна из героинь является ярой фанаткой андерграунда. Она виртуозно владеет несколькими инструментами и критикует других музыкантов за «продажность» и стремление к славе. В «Одиноком рокере!» подобного андерграундного духа не было; максимум неординарности там — басовые партии Кикури Хирои в стиле психоделического рока.
Здесь же каждая героиня — настоящая рок-стерва. Барабанщица Отоха постоянно выдаёт мощнейшие соло, смешивая их с бластбитами; их безумный дуэт с Лилисой пытается контролировать басистка; а про главную героиню и говорить нечего: на каждом концерте она открывает новые грани «эгоистичной» гитарной игры, что явно отсылает к «Синей тюрьме» и известному мему «эгоисто».
А что же клавишница? А вот она редкая бездарь. И это отличная находка для тайтла, показывающая, что в творчестве далеко не всё определяется талантом или своевременным началом. Некоторым музыкантам приходится компенсировать позднее освоение инструмента колоссальным трудолюбием, чтобы не отставать от других групп. К тому же, нужно найти мотивацию, преодолеть конфликты с перфекционистами-коллегами и справиться со страхом сцены.
Все эти моменты прекрасно переданы через образы и визуальные метафоры. В «Рок — женская скромность» часто встречаются миниатюрные сцены, тонко иллюстрирующие ощущения или динамику ситуации. В чём-то это напоминает старое этти, например, «Повар-боец Сома». Чтобы показать, как барабанщица ритмом усмиряет гитаристку, её могут нарисовать в образе доминантной госпожи, сковывающей Лилису цепями. Эти образы миксуются с напряжением выступления и яростными перепалками на сцене, делая аниме похожим на музыкальную версию «Синей тюрьмы».
Визуализация рок-исполнения также выполнена здорово: когда девушки играют на полную, пот летит во все стороны. Безумная улыбка, размытая во время соло аудитория, мощные звуковые ураганы, сносящие зрителей, — всё на месте, чтобы передать ощущение настоящего тяжеляка на сцене, а не простого бренчания о грустной любви. Сюда даже добавили традиционные шутки про басистов, что говорит о внимании к деталям.
Каждое аниме в этом жанре находит свою формулу. «Кэйон!» добавил репетиции с выпечкой, «Одинокий рокер!» — мемы с хиккой. «Рок — женская скромность» успешно смешивает личную драму, юмор и относительно продвинутую музыкальность. Даже небольшое утяжеление музыки рождает новые смысловые вопросы: «Как удивить инструменталом публику, привыкшую к вокалу?» или «Как работать в группе, если у музыкантов разный уровень мастерства?»
А если сделать музыку еще тяжелее, unexplored контента станет еще больше, что крайне ценно в условиях дефицита новых идей в жанре. О чём думает условная группа Sokoninaru, сочиняя свои композиции? Как формируются и развиваются уличные группы? Каждая группа может стать целым смысловым космосом, если её участники творчески подходят к делу, и вполне возможно адаптировать это для широкой аудитории, особенно добавив мемы, которые здесь напрашиваются. Остаётся ждать, что подобные аниме будут глубже исследовать музыкальную тему.