Культовая RPG Disco Elysium оказала огромное влияние на игровую индустрию, и её успех не мог остаться без последствий. В последнее время в игровом сообществе активно обсуждаются слухи и подтверждённая информация о потенциальных преемниках этой уникальной игры. Мы собрали воедино все доступные данные, чтобы прояснить, какие из этих проектов действительно стоит ждать, а какие, вероятно, так и не увидят свет.
Чтобы разобраться в многообразии студий, заявляющих о создании игр «от авторов Disco Elysium», необходимо вернуться к истокам. Всё началось с эстонского арт-объединения ZA/UM, основанного Робертом Курвицем, идейным вдохновителем игры, и его соратниками. С 2005 года они усердно трудились над проектом, который позже стал знаменитой Disco Elysium. В 2016 году команда Курвица получила первое крупное финансирование, что позволило им сформировать независимую студию с лондонским офисом. После выхода Disco Elysium в 2019 году последовали многочисленные награды, финансовый успех и всемирное признание.
Однако триумф оказался недолговечным. В конце 2021 года ключевые фигуры творческого коллектива — Роберт Курвиц, художник и арт-директор Александр Ростов, а также сценаристка Хелен Хиндпере — неожиданно покинули ZA/UM, подчеркнув, что это решение было им навязано. Вскоре стало известно о предполагаемой мошеннической схеме, организованной Ильмаром Компусом, CEO и инвестором студии: он, по их утверждениям, приобрёл контрольный пакет акций ZA/UM, используя при этом средства самой компании, а не личные инвестиции. Таким образом, Компус фактически «захватил» студию, уволив Курвица и его коллег. Этот конфликт повлёк за собой судебные разбирательства, внутреннюю реструктуризацию и значительные кадровые потери, поскольку многие члены первоначальной команды отказались работать под новым руководством.
Эти события привели к тому, что бывшие сотрудники ZA/UM основали несколько независимых студий, каждая из которых теперь стремится создать свою версию следующего большого хита в духе Disco Elysium. Среди них — Longdue, Dark Math Games, Summer Eternal, Red Info. И, конечно же, сама ZA/UM продолжила своё существование.
ZA/UM (Проект: Zero Parades)
Ключевые сотрудники, перешедшие из команды Disco Elysium:
- Джастин Кинан (писатель, нарративный дизайнер)
 - Каспар «Каспаров» Тамсалу (арт-лид)
 - Тынис Хаавел (продюсер)
 - Эдуардо Рубио (аниматор)
 - Антон Вилл (арт-директор)
 - Сийм «Космос» Синамяэ (эпизодический автор)
 
Предполагаемая дата релиза: 2026 год
Студия ZA/UM первой среди всех «наследников» Disco Elysium представила проект, наиболее близкий к релизу. Это объясняется несколькими факторами. Во-первых, у ZA/UM оказалось значительно больше ресурсов, чем у остальных. Благодаря исполнительному продюсеру Disco Elysium Тынису Хаавелу и спорной финансовой схеме с Ильмаром Компусом, контрольный пакет акций и часть интеллектуальных прав остались за студией. Это позволило поддержать оставшихся сотрудников (включая Эдуардо Рубио и Джастина Кинана) и привлечь новых специалистов.
Во-вторых, после ухода Роберта Курвица и его команды, производственный процесс в ZA/UM стал более структурированным и ориентированным на результат, что отличалось от прежней, более творчески-свободной корпоративной культуры. Теперь студией руководит Эдвард Томашевски (президент ZA/UM с ноября 2022 года), бизнесмен, хорошо знакомый с индустрией крупных ААА-проектов, что привело к меньшему распылению усилий и более чёткому контролю.
Хотя информации об игре пока не слишком много, уже можно составить определённое представление. Главным героем стала шпионка Хершел Уилк, чьё прикосновение превращает всё в пепел. Измотанная и, возможно, проклятая, Хершел живёт с грузом ошибок пятилетней давности, когда она привела свою команду к гибели. Теперь у неё появился шанс искупить вину, получив таинственное задание. Сюжетно это напоминает «Медленные лошади» — сериал о бывших агентах разведки, пытающихся восстановить репутацию.
По представленному трейлеру видно, что Zero Parades максимально приближена к Disco Elysium как стилистически, так и технически: сохранена изометрическая перспектива, механика скилл-чеков и узнаваемое художественное оформление. Разработчики особо выделяют новую систему «давления», влияющую на физическое и психологическое состояние главной героини. Игроки смогут наблюдать, как их выборы сказываются на развитии навыков; по слухам, действия, противоречащие характеру персонажа, могут даже привести к штрафам. Действия будут иметь как положительные, так и отрицательные последствия, вынуждая игрока выбирать, что усиливать, а что подавлять ради получения особых бонусов.
Dark Math Games (Проект: Tangerine Antarctic)
Ключевые сотрудники, перешедшие из команды Disco Elysium:
- Тимо Альберт (графический дизайнер, арт-лид)
 - Каур Кендер (исполнительный продюсер и инвестор ZA/UM, формально ушёл)
 - Арго Туулик (временно)
 
Дата релиза: не анонсирована
Dark Math Games — это сравнительно небольшая студия, основанная Тимо Альбертом, моушен-дизайнером Disco Elysium, и Кауром Кендером, который хотя и отошёл от прямого руководства (передав пост брату Хейти), остаётся важной фигурой. Из примерно 20 разработчиков около половины являются бывшими сотрудниками ZA/UM.
Действие игры разворачивается в футуристическом 2086 году на элитном горнолыжном курорте в Антарктиде. Игрокам предстоит примерить на себя роль оперативника патруля, расследующего загадочное преступление вместе с напарником. Как гласит описание, «только от вас зависит, как вы проведёте свои полярные ночи: раскрывая ужасные убийства, разбивая священные сердца или просто убивая время».
Изначально проект напоминал Disco Elysium, но в научно-фантастическом антураже. Однако разработчики приняли решение обновить как название, так и визуальный стиль. Теперь игра называется Tangerine Antarctic, по имени отеля, где разворачивается основное действие, а изометрическая перспектива уступила место виду от третьего лица. При этом создатели обещают сохранить глубокий нелинейный детективный сюжет, оригинальную ролевую систему и, в отличие от меланхоличной истории Гарри Дюбуа, добавить гораздо больше юмора и лёгкости.
Longdue (Проект: Изометрическая CRPG в шахтёрском городе)
Ключевые сотрудники, перешедшие из команды Disco Elysium:
- Арго Туулик (временно)
 - Мартин Луига (сценарист, создатель персонажей)
 - Пётр Соболевски (геймплейные механики)
 
Предполагаемая дата релиза: 2028 год
Основателем и председателем совета директоров Longdue является Риаз Мула, известный бизнесмен и инвестор, включённый в список Forbes Africa 30 Under 30 в 2018 году за достижения в сфере технологий (основатель буткемпов CoGrammar и HyperionDev). Именно к нему пришли Арго Туулик и Дора Клинджич, работавшие над Disco Elysium. Однако сотрудничество с Тууликом закончилось скандалом, приведшим к судебному запрету на разработку для него и его студии Summer Eternal до 1 апреля 2025 года.
В основной команде Longdue значатся Мартин Луига (сценарист, автор персонажей) и Пётр Соболевски (специалист по геймплейным механикам), также известные по работе над ZA/UM. Кроме того, к проекту присоединились Павел Блащак (композитор «Ведьмака 3»), Лэнвал Браун (голос Мартина из Disco Elysium) и Бен Бэббит (соавтор Kentucky Route Zero). Финансирование проекта осуществляется за счёт краудфандинговых кампаний на платформах Kickstarter (успешно завершена) и IndieGoGo.
Что же касается самой игры? Longdue описывает свой проект как «изометрическую CRPG с насыщенным сюжетом, глубокими, разветвлёнными диалогами, проработанными персонажами и непредсказуемым миром». Действие разворачивается в шахтёрском городе, находящемся на грани полного коллапса или возрождения. Игрок возьмёт на себя роль «журналиста-изгоя — хаотичного, склонного к саморазрушению провокатора, который раскрывает скрытые истины, разоблачает хрупкие системы и разрушает мир…»
Обещается уникальная «психогеографическая CRPG», главной особенностью которой станет динамически меняющееся окружение в зависимости от выбора игрока, что добавит глубины и реиграбельности.
Summer Eternal (Проект: RPG в разработке)
Ключевые сотрудники, перешедшие из команды Disco Elysium:
- Арго Туулик (основатель)
 - Мартин Луига (временно)
 - Дора Клинджич (сценарист)
 - Ольга Москвина (писатель)
 - Анастасия Иванова (бывший старший концепт-художник ZA/UM)
 - Майкл Освелл (бывший графический дизайнер ZA/UM)
 
Дата релиза: отсутствует
Бывший сценарист Disco Elysium Арго Туулик объявил о создании собственной студии Summer Eternal, которая также планирует разрабатывать RPG. Пока что Summer Eternal больше напоминает объединение единомышленников, недовольных традиционной корпоративной структурой, нежели полноценную игровую компанию. Студия стремится к кооперативной модели управления, разработанной в партнёрстве с Институтом экономической демократии в Словении, где каждый сотрудник будет членом совета директоров, что предполагает горизонтальную структуру принятия решений. Однако на данный момент Summer Eternal Ltd, зарегистрированная в Лондоне, полностью принадлежит Арго Туулику, который является её единственным директором и владельцем 100% акций.
В связи с судебным запретом, действовавшим до 1 апреля 2025 года (результат конфликта с Longdue), Арго Туулик не мог активно заниматься разработкой. Это означает, что Summer Eternal приступила к полноценной работе всего пару месяцев назад. Поэтому ожидать скорого релиза не приходится, но следить за новостями проекта определённо стоит.
Red Info (Проект: детали не раскрыты)
Ключевые сотрудники, перешедшие из команды Disco Elysium:
- Роберт Курвиц (идейный вдохновитель)
 - Александр Ростов (художник)
 - Хелен Хиндпере (ключевой автор)
 - Мартин Луига (временно, позже перешёл в Longdue)
 
Дата релиза: отсутствует
В марте 2025 года появилась информация о создании студии Red Info Робертом Курвицем, Хелен Хиндпере и Александром Ростовым. После скандала с ZA/UM, в результате которого контроль над студией и интеллектуальными правами был утерян, Курвиц и его коллеги были вынуждены продолжать судебные разбирательства и приступить к созданию совершенно нового проекта. Red Info объединяет наиболее влиятельных и оригинальных авторов Disco Elysium. Важным партнёром и совладельцем пакета акций является китайский инвестор NetEase.
На данный момент официально неизвестно, ведёт ли Red Info активную разработку какой-либо игры. Вся имеющаяся информация поступает исключительно из неофициальных источников и слухов, поскольку представители студии пока не дают интервью и не раскрывают деталей.

