Международная автомобильная федерация (ФИА) сократила максимальные штрафы для участников автоспортивных соревнований на 50%. Эти изменения также позволят стюардам различать нарушения, совершенные на трассе и вне ее.
Обновленные правила, касающиеся некорректного поведения, включая использование ненормативной лексики, были внесены в Международный спортивный кодекс ФИА в январе 2025 года. Изначально они предусматривали увеличение штрафов и возможность дисквалификации или лишения очков за повторные нарушения.
До и после этих изменений пилоты Формулы 1 и чемпионата мира по ралли, оба из которых проводятся под эгидой ФИА, выражали несогласие с чрезмерной суровостью наказаний. Критика в основном была направлена в адрес президента ФИА Мохаммеда бен Сулайема.
Заявление ФИА, сделанное в среду, последовало за словами Бен Сулайема в прошлом месяце о том, что он рассматривает возможность внесения изменений в правила, основываясь на “конструктивной обратной связи” от пилотов.
Бен Сулайем заявил:
Как бывший раллийный гонщик, я из первых рук знаю весь спектр эмоций, с которыми сталкиваешься во время соревнований. Я провел всесторонний совместный анализ, в котором приняли участие представители семи чемпионатов мира ФИА, клубов-членов ФИА и других автоспортивных организаций.
Усовершенствования Приложения B, объявленные ФИА сегодня, обеспечат дальнейшее продвижение лучших принципов спортивного духа в автоспорте, одновременно предоставив стюардам эффективные руководства для принятия мер в отношении лиц, которые могут дискредитировать спорт. ФИА всегда будет стремиться к тому, чтобы автоспорт был доступен для всей нашей спортивной семьи.
В среду ФИА опубликовала обновленную версию “Приложения B” Международного спортивного кодекса, содержащего “руководства по назначению штрафов стюардами”.
Ключевые изменения заключаются в снижении максимального базового штрафа за некорректное поведение пилотов, включая ругательства, с 10 000 до 5 000 евро. Стюарды также получат возможность полностью приостанавливать действие штрафа за определенные виды нарушений, если они совершены пилотом или командой впервые.
Что особенно важно, стюарды, следящие за соблюдением правил во время гоночных уик-эндов, теперь смогут различать контролируемую и неконтролируемую среду. Это означает, что пилотов вряд ли будут наказывать за ненормативную лексику непосредственно во время соревнований, но они по-прежнему будут нести ответственность за оскорбительные высказывания на пресс-конференциях.
Между тем, базовый штраф за более серьезные проступки также был сокращен вдвое: с 40 000 до 20 000 евро.
В ФИА пояснили:
После утверждения электронным голосованием Всемирным советом по автоспорту, измененное Приложение B позволит стюардам различать контролируемую и неконтролируемую среду, эффективно признавая разницу между языком, используемым в `неконтролируемой` и `контролируемой` среде.
К контролируемой среде относятся такие места, как пресс-конференции, тогда как неконтролируемая среда относится к спонтанным комментариям пилотов или команд на трассе или во время спецучастка ралли.
Еще одно заметное изменение правил касается оскорбления официальных лиц. Теперь оно будет наказываться спортивными санкциями, а не штрафами. В ФИА заявляют, что этот шаг согласуется с практикой “других крупных мировых спортивных организаций”.
Нарушения со стороны пилотов будут приводить как минимум к потере трех позиций на стартовой решетке. Нарушение, совершенное руководителем команды или ее членом, повлечет за собой штраф в три позиции для обоих болидов команды. За нарушения во время спринтерских сессий наказание будет менее строгим – пятисекундный штраф по времени.
Заявление в среду последовало за сообщениями о том, что Бен Сулайем предлагает изменения в уставе ФИА, которые, судя по всему, еще больше расширят его контроль над управляющим органом автоспорта.
Как сообщило BBC Sport, Бен Сулайем предлагает поправки, которые перенесут срок подачи заявок кандидатами на предстоящих президентских выборах ФИА в декабре, где он намерен добиваться второго срока.
Эти изменения также потенциально предоставят Бен Сулайему возможность отстранить любого кандидата от участия в выборах против него.
Бывший чемпион мира по ралли Карлос Сайнс на прошлой неделе заявил о своем интересе баллотироваться на эту должность.
Sky Sports News обратились в ФИА за комментариями по этому вопросу.
Руководство Бен Сулайема в ФИА окутано противоречиями с момента его избрания президентом в декабре 2021 года.
В организации произошла беспрецедентная текучесть кадров на руководящих должностях. Самым недавним заметным уходом стала отставка заместителя президента по спорту Роберта Рида в прошлом месяце, который сослался на беспокойство по поводу направления управления ФИА под руководством Бен Сулайема.