Пт. Сен 5th, 2025

Фильм «Пророк»: Смелый взгляд на жизнь Александра Пушкина

Недавно вышедший в цифре фильм «Пророк», активно обсуждавшийся зимой, стал гораздо доступнее для зрителя. Картина предлагает задуматься, как органично сочетается рэп с великими стихами классика и насколько точно передана атмосфера светского Петербурга середины XIX века. Давайте вместе разберемся в особенностях этой работы.

Сюжетная основа фильма следует хрестоматийной биографии поэта. Юный Александр Сергеевич, показанный в исполнении Кая Гетца, демонстрирует бунтарский дух и тягу к свободе еще в Царскосельском лицее. Несмотря на посредственную успеваемость и участие в запрещенных дуэлях, его поэтический дар признан всеми. Его юность проходит в круговороте балов и собраний столичного общества.

Со временем Пушкин, уже с узнаваемыми бакенбардами (в этой роли Юра Борисов), из-за своей любви к кутежам и создания «вольнодумных» стихов, по распоряжению Александра Бенкендорфа (сыгранного Сергеем Гилевым) ссылается из Петербурга в Михайловское. Здесь, вдали от привычного круга общения, он с нетерпением ждет вестей от своих друзей.

Тем временем в столице происходит восстание декабристов, в котором принимают участие его близкие товарищи и единомышленники. Пропустив это важнейшее событие, Пушкин испытывает сильное чувство муки и вины. Он стремится вернуться в Петербург в надежде на смену власти и отмену цензурных ограничений. Однако на престол восходит Николай I (в исполнении Евгения Шварца) вместо ожидаемого декабристами Константина. Несмотря на это, «солнцу русской поэзии» удается установить контакт с новым императором, даже играя с ним в теннис и обсуждая государственные вопросы, что приносит плоды. Пушкина реабилитируют, разрешают публиковать его произведения, и он возвращается в привычное русло светской жизни.

Спокойствие оказывается недолгим. Начинает сбываться старое пророчество ворожеи: остерегаться всего белого – лошади, головы или человека. Жизнь с прекрасной супругой Натальей Гончаровой (Алена Долголенко), дети, творчество, балы – всё кажется благополучным. Но поэт принимает решение о судьбоносной дуэли с Дантесом, чтобы защитить честь жены. Он уверен в безопасности, ведь вокруг нет ничего белого, предвещающего беду. Лишь смертельно раненный, упав у Черной речки, он замечает, что его голова покрыта снегом. Финальная сцена закольцовывает повествование: Наталья из окна видит толпу, скандирующую имя ее мужа, но вместо радостных возгласов звучат траурные колокола и марши.

Создатели взялись за амбициозную задачу – показать целую жизнь великого поэта за два часа. При этом их цель, кажется, не в строгой биографической точности, а в создании яркого, эмоционального портрета эпохи и представлении Пушкина в более современном и живом ключе. Это определенно не документальный байопик; основные вехи жизни Александра Сергеевича служат лишь отправной точкой, которая приукрашена художественными метафорами и выразительными музыкальными номерами. Именно работа с общей тональностью и стилистикой, смелость интерпретации знакомых имен и событий, становится сильной стороной фильма.

Картина представляет собой необычную смесь жанров, включая элементы мюзикла, мелодрамы и в какой-то степени исторического кино. Наличие рэпа, которое вызывает дискуссии, и танцевальных сцен не разрушает общее восприятие. Это легкая, красочная буффонада, где исторические личности представлены максимально приближенными к нам, со своими внутренними терзаниями, неловкими моментами, предательствами и клятвами – всем тем, что свойственно обычным людям. Фильм, по словам создателей, стремится ответить на вопрос о том, зачем Пушкин важен сегодня и что его фигура может дать современному зрителю, предлагая не воспроизведение исторической личности, а скорее передачу впечатления от нее.

Несмотря на удачный жанровый микс, мотивация некоторых героев, включая самого Пушкина (его увлечения, пьянство), иногда выглядит недостаточно обоснованной. Однако удивительным образом образ главного героя все же складывается. Пусть он не всегда глубоко проработан, но вызывает симпатию и кажется живым. Существует мнение, что во многом это заслуга исполнителя главной роли Юры Борисова, который чрезвычайно органичен в образе «солнца русской поэзии».

Борисов создает образ идеального Пушкина – местами нелепого и наивного, местами мудрого и готового отстаивать свои убеждения. Он кажется родным, олицетворением «народной души», которого принимаешь со всеми его недостатками.

Заметную роль в популярности фильма сыграла удачно совпавшая волна внимания к Юре Борисову (например, номинация на «Оскар») и активная промокампания «Пророка». Актер появлялся на публике в образе поэта, раздавал цветы, катался на белом коне, активно используя образ для продвижения. Фильм закономерно попал в поле зрения широкой аудитории, вызвав эффект «сарафанного радио». В результате картина показала внушительные кассовые сборы в размере 1,6 миллиарда рублей.

Режиссером фильма стал Феликс Умаров, чей выбор был неожиданным, поскольку для него это дебют в полном метре. На момент начала работы над проектом ему было всего 26 лет, а к выходу картины – 30.

Пусть фильм не несет в себе глубокого исторического исследования или претендует на мировое кинематографическое значение, он прекрасно выполняет важную социальную функцию – популяризирует фигуру Пушкина среди широкой аудитории. Это яркое, приятное семейное кино, которое позволяет отвлечься от повседневных проблем и предлагает стилизованную, сглаженную версию исторической эпохи. В картине нет детального драматического показа восстания декабристов (сцены с погибшими смягчаются образом белого кролика) или жестокости царского режима. Острые углы истории намеренно сглажены. Кому-то это может не понравиться, но фильм и не позиционирует себя как строго историческая драма или серьезное исследование.

By Григорий Лазуткин

Григорий Лазуткин, 38 лет. Хоккейный обозреватель из Новосибирска. Более 15 лет освещает матчи КХЛ, специализируется на аналитике игр и трансферной политике клубов.

Related Post