Формула 1 на этой неделе прибывает на легендарную трассу в Имоле, чтобы провести Гран-при Эмилии-Романьи. Этот этап является началом европейской части сезона, включающей три гонки подряд, которая имеет все шансы определить дальнейший ход борьбы за чемпионский титул.
После того как Оскар Пиастри одержал четвертую победу в шести первых гонках сезона на предыдущем этапе в Майами, он лидирует в личном зачете с преимуществом в 16 очков над своим напарником по команде McLaren Ландо Норрисом. Макс Ферстаппен из Red Bull отстает от австралийца на 32 очка, а Джордж Расселл из Mercedes — на 38.
В Майами команда McLaren продемонстрировала подавляющее превосходство в гоночном темпе, выиграв с отрывом более полуминуты. Если они сохранят такую форму, борьба за чемпионский титул среди пилотов быстро превратится в дуэль между двумя гонщиками McLaren.
Однако существуют важные факторы, которые могут изменить текущую ситуацию, в том числе технические ограничения, которые вступят в силу в ближайшие недели. За этапом в Имоле последуют Гран-при Монако (23-25 мая) и Гран-при Испании (30 мая – 1 июня).
Масштабные обновления в Имоле
Ожидается, что все команды привезут в Имолу те или иные обновления, учитывая прошедшие выходные после Гран-при Майами и упрощенную логистику доставки новых компонентов на европейские трассы.
Кроме того, команды, как правило, стараются избегать привозить крупные новинки в Монако из-за уникальности трассы и повышенного риска аварий. Поэтому именно Имола была целью для презентации обновлений на протяжении последних нескольких месяцев.
Ferrari уже представила новое днище в Бахрейне в апреле, а Ферстаппен использовал доработанное днище в Майами. Тем не менее, ни одно из этих обновлений, по всей видимости, не оказало значительного влияния на сокращение их отставания от McLaren.
Что касается Red Bull, Кристиан Хорнер заявил, что новое днище является “частью серии компонентов, которые будут представлены в ближайших гонках”, предполагая, что небольшие обновления для RB21 появятся в Имоле, возможно, в Монако и Испании. “Больших обновлений к Имоле нет. На нынешнем этапе регламента речь идет о поэтапных улучшениях”, — сказал Хорнер.
Он добавил: “В некоторых гонках этого года мы были недовольны результатами, но все равно выжимали из машины максимум. Мы единственная команда, кроме McLaren, которая выиграла гонку в этом сезоне. У нас также было несколько поул-позиций. Мы очень усердно работаем над улучшением машины и этой ситуации”.
Хорнер подчеркнул: “Впереди долгий путь. Этот чемпионат — настоящий марафон. Я не думаю, что сейчас можно исключить кого-либо из топ-6 потенциальных претендентов — сезон такой длинный. А если прошлый год чему-то нас научил, так это тому, что ситуация может меняться очень быстро”.
Действительно, в прошлом году ситуация изменилась быстро: Red Bull, доминировавшая на старте сезона, увидела, как McLaren и Ferrari внезапно приблизились, а во второй половине чемпионата даже опередили их. В этом году, несмотря на доминирование Red Bull в начале 2024 года, после Майами McLaren показала, что способна их опережать.
McLaren не распространяется о своих планах по развитию, но их машина не имеет очевидных слабых мест, поэтому команда будет осторожна, чтобы не изменить слишком много и не пойти по ошибочному пути, как это произошло с Red Bull год назад.
Однако один из факторов, который учитывает McLaren, — это внесение изменений, которые помогут Норрису чувствовать себя в машине более уверенно.
Британский пилот открыто признавал, что “не чувствует такой уверенности” в этом сезоне по сравнению с концом прошлого года, но в Майами, похоже, сделал шаг вперед, показав более быстрый темп, чем Пиастри, на финальном отрезке гонки.
В прошлом месяце Стелла сообщил, что McLaren работает над улучшением машины, чтобы сделать ее проще в управлении, особенно в квалификации, что пойдет на пользу обоим пилотам. “Это то, что команда может решить”, — сказал он. “Это то, что команда пытается, если хотите, поставить на четкую и точную инженерную основу, чтобы тесты и новые детали, которые мы привезем, были именно теми, что нужны”.
Mercedes также планирует привезти ощутимые обновления в Имолу, стремясь сократить отставание от McLaren, которое в основном связано с более высоким износом резины.
Тото Вольфф отметил: “Команда на базе в Лауда Драйв усердно работала над этим, и в ближайших гонках мы представим несколько обновлений”. Он добавил: “Однако Формула 1 — это относительная игра, и мы знаем, что наши конкуренты тоже будут развиваться. Будет интересно посмотреть, как это проявится на трассе”.
Руководитель команды Ferrari Фредерик Вассер подтвердил, что в Имоле будут “небольшие обновления”. (Примечание: это будет первая гонка, где Льюис Хэмилтон выступит перед “тифози” в красной форме).
Множество новых деталей, которые мы увидим в ближайший месяц, будут иметь ключевое значение, поскольку в скором времени команды полностью переключат свое внимание на машины 2026 года и масштабные изменения в регламенте. Начиная со второй половины сезона, пилотам, вероятно, придется справляться с тем, что у них есть, до конца чемпионата. Именно поэтому текущий этап борьбы за развитие является решающим.
Новые правила стратегии в Монако призваны оживить “Жемчужину короны” Формулы 1
Сразу после Имолы Формула 1 направляется в Монако на гонку, где будет введено новое правило пит-стопов, чтобы сделать Гран-при более захватывающим. В феврале Ф1 объявила, что во время гонки по улицам княжества, состоящей из 78 кругов, будет обязательным провести как минимум два пит-стопа.
Недостаток обгонов на самой знаменитой трассе Ф1 привел к тому, что в последние годы гонки здесь зачастую были похожи на парады из-за узости трассы и увеличившихся габаритов машин.
В прошлом году первая десятка финишировала в том же порядке, в каком стартовала, а красный флаг на первом круге и вовсе лишил гонку какого-либо стратегического элемента.
Новые стратегические правила могут спровоцировать ошибки на пит-уолл. Будут ли команды откладывать пит-стопы, чтобы получить “бесплатный” пит-стоп под машиной безопасности? Сделают ли некоторые пилоты оба пит-стопа почти сразу? Или другие подождут до последних 20 кругов? Для стратегов это будет одновременно и мечта, и кошмар, в зависимости от того, как сложится ситуация.
“Думаю, это определенно поможет в воскресенье, особенно со стратегией”, — сказал Шарль Леклер, победитель прошлогодней гонки. “Захватывающих моментов в воскресенье, возможно, немного меньше, чем хотелось бы. Суббота здесь невероятная, но воскресенье, возможно, нуждается в небольшом оживлении, и, надеюсь, это правило его обеспечит”.
С двумя обязательными пит-стопами мы, вероятно, увидим, как пилоты будут атаковать сильнее, а не просто ехать в нескольких секундах от темпа, зная, что обгон позади идущей машиной почти невозможен.
Будет много интриги вокруг того, что окажется эффективнее — “оверкат” или “андеркат”. А более агрессивная езда на городской трассе повышает вероятность ошибок.
Действующий чемпион мира Ферстаппен, впервые выигравший Гран-при Монако в 2021 году, сказал: “Концентрация, которая требуется, намного выше, чем на любой другой трассе, потому что она такая узкая”.
“На других городских трассах есть время отдохнуть, есть немного больше места или зоны вылета, но в Монако — нет. Небольшая блокировка или ошибка, чуть раньше повернул — и ты в стене”.
“Ладно, ты не едешь на пределе все время в гонке, но это тоже иногда опасно, потому что ты склонен расслабляться, а затем совершаешь ошибку. Нужно постоянно говорить себе: “Сконцентрируйся, не расслабляйся, продолжай”. Это очень сложная гонка”.
Спорное ограничение гибкости крыльев в Испании
Сезон Ф1 был бы неполным без технических споров.
После прошлогодних дискуссий вокруг так называемого “мини-DRS” и уровня гибкости элементов кузова (в частности, задних антикрыльев) некоторых команд на высокой скорости, FIA объявила о введении новых тестов на нагрузку для антикрыльев, которые будут применяться начиная с Гран-при Испании в конце мая. Гибкие элементы кузова запрещены в Формуле 1.
Новые лимиты по отклонению для задних антикрыльев были введены уже на первом этапе сезона в Мельбурне, но новые тесты в Барселоне будут сосредоточены на гибкости передних антикрыльев.
Видеозаписи с различных гонок этого года показывают, что антикрылья на некоторых машинах отклоняются на прямых, что может увеличивать максимальную скорость, а затем возвращаются в исходное положение в поворотах, позволяя машине сохранять максимальную прижимную силу.