Несмотря на то, что McLaren демонстрировала явное превосходство в скорости на протяжении первых четырех с половиной этапов сезона Формулы-1 2025 года, стратегический ход Red Bull в квалификации Гран-при Саудовской Аравии дал Максу Ферстаппену шанс побороться за лидерство в чемпионате мира.
Доминирующая форма McLaren на тренировках в Джидде заставляла многих ожидать первого ряда стартовой решетки, занятого Ландо Норрисом и Оскаром Пиастри, представляющими действующих чемпионов в Кубке конструкторов. Однако субботняя вечерняя сессия обернулась настоящей драмой.
Лидер чемпионата мира, Норрис, разбил свою машину на первом быстром круге в Q3, в результате чего оказался на 10-м месте на стартовой решетке, с минимальными шансами сохранить свое лидерство над Пиастри и Ферстаппеном.
Инцидент также оставил чуть более восьми минут до конца Q3, чего едва хватало оставшимся пилотам для попытки проехать два быстрых круга, если они того пожелают.
Этот вариант имел смысл только для Ферстаппена и Джорджа Рассела из Mercedes, которые на тот момент были единственными гонщиками, у которых оставалось по два комплекта свежих мягких шин.
Пиастри завершил свой первый быстрый круг непосредственно перед аварией Норриса, зафиксировав время и использовав первый из двух оставшихся новых комплектов мягких шин.
Red Bull воспользовались моментом, и инженер Ферстаппена, Джампьеро Ламбьязе, выпустил голландца на первую попытку, в которой он занял условное поул-позицию, оказав давление на своих соперников.
Рассел, а затем Пиастри на мгновение захватили первое место, прежде чем Ферстаппен, после безупречно проведенного пит-стопа для смены шин на свежие, вырвал поул у австралийца с отрывом всего в сотую долю секунды.
Тот факт, что Ферстаппен смог занять условную поул-позицию с первой попытки, был еще более впечатляющим, учитывая, что топлива в его баке было достаточно для обеих попыток.
Ферстаппен Хвалит Стратегический Ход, Хорнер Раскрывает Минимальный Запас
Ферстаппен сказал: «Авария означала только то, что вам нужно было изменить свой подход. Я не был полностью уверен, что делать.
В конце концов, GP (Ламбьязе) сказал: «Давай заправим на два круга». Таким образом, вы проезжаете первый круг на использованной шине выезда из боксов, затем заезжаете на пит-стоп и переходите на новую. Вы везете больше топлива, поэтому немного медленнее на первом круге.
Но это был правильный ход. Для меня это было определенно правильно с точки зрения ощущения машины и приближения к пределу».
Руководитель команды Red Bull, Кристиан Хорнер, объяснил, что стратегия оставила команде из Милтон-Кинс всего 25 секунд запаса для выполнения Ферстаппеном двух попыток, но также подчеркнул, что наивысшей похвалы заслуживает его пилот за еще один безупречный квалификационный круг.
Хорнер сказал: «Оставалось на грани выполнения двух попыток, на что было 25 секунд запаса, или же просто остаться и сделать одну?»
«Мы решили сделать две попытки, что оказывает давление, потому что, если возникает какая-либо проблема, вы теряете этот запас».
«Что меня особенно впечатлило, так это то, что из-за пит-стопа нужно везти топливо».
«Таким образом, у него было на шесть или семь килограммов больше топлива на первом круге, на котором он показал быстрейшее время, оказав давление на остальных. И опять же, его последний круг был выдающимся».
Упустил ли Mercedes свой Шанс?
Рассел оказался почти в идентичной ситуации с Ферстаппеном после аварии Норриса, но Mercedes решили подождать и сделать только одну попытку в заключительные моменты.
Британец сказал, что вариант с двумя попытками обсуждался, и что решение не использовать его в конечном итоге заставило его быть более осторожным в своей единственной попытке.
«Обсуждалось, скорее, начать на новой и поставить использованную после», – сказал Рассел.
«Я уверен, что это обсуждалось на пит-уолл. Я не в курсе каждого разговора, потому что в этот момент я просто управляю машиной, и я доверяю команде. Но это то, что мы обсудим позже».
«Как гонщик, просто зная, что у тебя есть только один круг… особенно на такой трассе, нужно быть полностью сконцентрированным».
«Первый поворот… ты заставляешь шины быть как можно холоднее, и у меня не было уверенности, чтобы охладить их еще больше. Я потерял немного времени на круге из-за того, что мои шины были немного горячими, потому что я был слишком осторожен с ними».
Что касается Пиастри, он рассказал, что McLaren также рассматривали возможность попытаться втиснуть дополнительную попытку, но пришли к логичному выводу, что риск перевешивает выгоду.
Пиастри сказал: «Мы говорили об этом, да, но решили отказаться. Учитывая, что у меня был круг на счету, мне не нужно было делать еще один».
«Это было бы крайне напряженно. Как сказал Макс, ему пришлось заправляться на весь заезд. Этот первый круг на использованных шинах с немного большим количеством топлива, вы взвешиваете, сколько вы узнаете, по сравнению с тем, насколько это вас сбивает с толку».
«Когда у вас нет круга на счету, это совсем другой сценарий. Для нас, с кругом на счету, мы проехали три или четыре новых комплекта подряд. Мы решили сделать один круг в конце, и я думаю, что для нас это было правильное решение».
Пиастри Уверен, Ферстаппен Осторожен в Отношении Гоночного Темпа
Все это означает, что если Ферстаппену удастся одержать победу в воскресенье, он станет лидером чемпионата, если только Норрис не финиширует вторым.
Ферстаппен отстает от Норриса всего на восемь очков, а Пиастри на три очка отстает от своего напарника по McLaren в борьбе за титул.
Но Пиастри начнет гонку в качестве фаворита. Преимущество McLaren над остальными соперниками было больше в гоночной комплектации, поскольку они меньше страдают от износа шин, особенно в жарких условиях.
Ключевым моментом для Пиастри будет как минимум удержать второе место на старте, тогда у McLaren будет возможность провести подрезку или перерезку Ферстаппена в гонке, которая, как ожидается, будет с одним пит-стопом, в случае, если не будет машин безопасности.
«Я думаю, у нас хороший темп. Я думаю, Red Bull и Макс выглядят здесь более конкурентоспособными, чем на прошлой неделе [в Бахрейне]», – сказал Пиастри.
«Сузука не совсем отличается по компоновке от таких мест, как это, с большим количеством скоростных поворотов, так что для меня, по крайней мере, имеет смысл, что они немного более конкурентоспособны, и мы посмотрим, перенесется ли это на гонку».
«Я чувствую себя уверенно в том, что у нас есть. Здесь много зон DRS, что является приятным отличием от Сузуки».
Пиастри упоминает Сузуку, потому что Ферстаппен лидировал от старта до финиша в Японии после аналогичного квалификационного сюрприза, но эта трасса, как известно, сложнее для обгонов по сравнению с трассой Джидда Корниш.
McLaren заявили, что будут «более агрессивны» после победы Ферстаппена в Японии, поэтому воскресная гонка станет первым ключевым испытанием этой теории.
Ферстаппен, который дважды побеждал в Джидде, не уверен, хватит ли ему темпа, чтобы удержать Пиастри позади.
«До сих пор [я] не очень уверен, честно говоря», – сказал он. «Мои длинные отрезки были не особенно хороши по сравнению с Оскаром или Ландо. Я собираюсь отдать все, что у меня есть, это точно».
«Означает ли это, что у меня достаточно? Я не знаю. Но машина определенно сделала шаг вперед по сравнению с тем, что мы тестировали вчера».
«Итак, я надеюсь, что это также поможет нам с живучестью шин, но трудно сказать, даст ли это возможность бороться. Но, как я уже сказал, я собираюсь попробовать».
Сможет ли Рассел Претендовать на Первую Победу в 2025 Году?
Рассела нельзя сбрасывать со счетов в борьбе, поскольку он стремится продолжить свой превосходный старт сезона, отставая от Норриса всего на 14 очков в общем зачете.
Стартовав третьим на решетке, Расселу, вероятно, нужно будет опередить Пиастри на первом круге, чтобы дать себе шанс на сенсационную победу Mercedes.
«Я думаю, все зависит от первого поворота, честно говоря. Мы с Максом только что разговаривали сейчас. Мы оба признаем, что McLaren – явные фавориты и определенно имеют темп над всеми остальными», – сказал Рассел.
«Если Оскар выйдет вперед, вы, вероятно, увидите повторение Бахрейна. Если мы останемся в порядке квалификации, я думаю, что гонка может быть напряженной до пит-стопов».
«Средняя шина в этом году была прошлогодней мягкой, которую использовал только один гонщик за всю гонку. Мы видели, что шины были слишком жесткими в Японии. Мы все настаивали на более мягких шинах».
«Надеюсь, это не сделает гонку с одним пит-стопом легкой прогулкой, и может быть пара разных стратегий на столе».
`Может Случиться Всё, Но McLaren Будут Разочарованы`
Хотя McLaren сохраняют оптимизм после квалификации, возможность того, что Ферстаппен возглавит чемпионат мира после пяти этапов, на которых McLaren потенциально могли доминировать, заставит зазвонить тревожные звоночки в стане команды из Уокинга, по мнению Берни Коллинз.
«У них действительно очень быстрая гоночная машина, но, как и в Японии, не так давно, эти выходные в основном были посвящены тому, чтобы сегодня оказаться в первом ряду».
«Оскар добился этого, но он будет чувствовать себя немного подавленным из-за того, что это не P1. И есть вопросы о том, чтобы выжать все из машины сегодня».
«Когда у вас самая быстрая машина, и мы считаем, что она у них есть, важно реализовать все, когда есть шанс».
«Здесь в гонке может случиться все, поэтому вы должны быть готовы воспользоваться возможностями, конечно. Зак Браун продавал это хорошо, но я думаю, что они будут немного разочарованы».