Вс. Сен 7th, 2025

«Громовержцы*»: Когда антигерои выходят на первый план

После долгих лет попыток расширить и обновить свою обширную кинематографическую вселенную, студия Marvel, похоже, осознала необходимость изменений. Результатом стал фильм «Громовержцы*» — история о группе далеко не идеальных, весьма человечных антигероев, которые неожиданно оказываются в центре зрительского внимания. Давайте разберемся, почему ставка на персонажей без традиционного статуса супергероя оказалась успешной и что современного зрителя привлекает в историях о несовершенных людях в необычных костюмах.

Дисклеймер: далее в тексте содержатся спойлеры!

В то время как общеизвестные герои, такие как Железный человек, Халк и Капитан Америка, сражались со злом на виду у всего мира, существовали и другие персонажи — те, кто не сумел стать героем, не добился успеха как злодей, и в итоге превратился в обычных наемников. Они нашли скромное применение своим продвинутым костюмам, арсеналу и уникальным способностям, будь то результат лабораторных экспериментов или изнурительных тренировок.

Похожую судьбу разделяет главная героиня — Елена Белова (Флоренс Пью), известная как Черная Вдова. Ее жизнь далека от идеала: отец злоупотребляет алкоголем, сама она борется с внутренними проблемами, денег постоянно не хватает, в личной жизни неурядицы, а известности нет вовсе. Ее работа прямолинейна: Вдова получает задание и в одиночку выполняет его, устраняя неугодных высокопоставленным лицам. Так, по поручению директора ЦРУ Валентины Аллегры де Фонтейн (Джулия Луи-Дрейфус), Елена уничтожает экспериментальную лабораторию в Малайзии. Сразу после этого на нее накатывает волна депрессии и осознание бессмысленности существования. Однако, прежде чем вырваться из привычного замкнутого круга, ей предстоит выполнить последнее задание от де Фонтейн — проникнуть в секретный бункер и устранить Эйву Старр (Ханна Джон-Кеймен), также известную как Призрак.

Внутри бункера, помимо Елены Беловой и Эйвы, оказываются Джон Уокер (Уайатт Рассел), получивший прозвище Агент США (или, как его негласно называют, Капитан Америка “на минималках”), и Антония Дрейкова (Ольга Куриленко) — Таскмастер. Быстро выясняется, что каждый получил приказ устранить другого, что наводит на мысль: де Фонтейн просто намерена избавиться от них как от нежелательных свидетелей своей противоправной деятельности. В ходе короткой схватки Таскмастер трагически погибает от пули Эйвы. Но появляется новый, неожиданный участник событий — парень по имени Боб (Льюис Пуллман), возникший из ниоткуда. Он почти ничего не помнит, испуганно блуждает по комплексу в какой-то медицинской одежде. Эта вынужденная “команда спасения” объединяется, чтобы выбраться из ловушки, подстроенной их начальницей. В итоге они становятся свидетелями тайной разработки де Фонтейн, центральной фигурой которой и оказался Боб. Он единственный выживший из проекта «Часовой», целью которого было создание неуязвимых и всесильных сверхлюдей.

Ключевая, удивительно простая и притягательная идея фильма заключается в том, что герои здесь — это социально уязвимые люди, пострадавшие от действий тех, кто занимает более высокое положение. Эта концепция находит сильный отклик у огромного числа зрителей, которые так же, как и персонажи, переживают глобальные кризисы, пандемии и конфликты, вынужденные приспосабливаться к жизни в мире без четких ориентиров. Чувство тревоги за будущее присуще каждому члену группы «Громовержцы» — еще вчера у тебя была работа и хоть какая-то стабильность, а сегодня тебя уже пытаются ликвидировать. Эта ироничная мысль точно попадает в болевые точки аудитории, причем подана она не в откровенно мрачном ключе, а скорее вызывая легкое, но ощутимое чувство сопричастности к экранным персонажам.

Еще одна приятная особенность, благодаря которой фильм производит впечатление, — это простота подхода авторов к демонстрации психотерапевтических тем. Все показано крайне доступно, без излишних деталей, но понятно. Герои травмированы, у каждого за плечами определенный драматический опыт, близкий и понятный обычному человеку. Это не истории о получении суперспособностей от сыворотки или плена у террористов, а о более обыденных, но не менее тяжелых вещах: зависимостях, дисфункциональных семьях, предательстве. Сильные эмоциональные переживания оставили глубокий след на каждом из «Громовержцев» и не позволяют им просто “жить дальше” с чистой совестью. В сущности, их главный противник — не злодей в супергеройском костюме, а их собственная внутренняя боль, личная тьма, которая тянет их вниз, заставляя снова и снова погружаться в вихрь насилия, адреналина и всего того, что хоть как-то придает их существованию смысл.

Кстати, об антагонисте — он также невероятно эффективен, даже больше на уровне подсознания, чем в контексте КВМ. Роберт Рейнольдс, Боб, Часовой, представлен в «Громовержцах» как человек с тяжелым разрушительным прошлым, в детали которого власть имущие не стали углубляться, а просто использовали его как подопытного в экспериментах. Удачно, что авторы фильма не стали чрезмерно раскрывать предысторию персонажа, а лишь обозначили схематично конфликт между ним и его куратором де Фонтейн. Это создало не надуманный, а очень жизненный конфликт, который легко спроецировать на любого, кто сталкивался с агрессивной иерархией. В проблему антагониста легко вписываются такие классические формулировки, как «тебя просто используют», «твои проблемы никого не интересуют, главное — результат» и тому подобные.

Болезненно и одновременно brilliantly этот конфликт перекликается со злым альтер-эго Роберта — Мраком. Это буквально непроглядный темный силуэт, сущность, способная одним движением превратить человека и всю его жизнь в немой отпечаток на земле. В момент, когда Часовой демонстрирует свои истинные способности, невольно приходят на ум фотографии после бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, где от людей оставались лишь расплывчатые темные тени на окружающих поверхностях. Просто и без лишних слов передается весь ужас его силы и глубина его личной трагедии.

Более того, эта способность — не просто случайный сюжетный элемент, пригодный для гипотетических сценариев. Она служит мощным двигателем для развития сюжета и личной драмы главной героини. Великолепная сцена, в которой Елена становится единственной, кто не бежит от тьмы, а по собственной воле приближается к ней, красноречиво, без единого слова, раскрывает весь ее характер. Она устала от жизни и страданий, прошлое не отпускает, и единственное, чего она желает — не спасать мир, не помогать людям, а просто исчезнуть, раствориться в этой тьме. К счастью, создатели Marvel дарят ей второй шанс. Она не погибает, а лишь оказывается запертой в невыносимых воспоминаниях, где смерть не существует — лишь бесконечное чистилище. Выбраться из него становится возможным только после того, как Громовержцы найдут способ помочь несчастному Роберту, который запер остатки своего сознания подальше от ужасающих воспоминаний, где-то на старом уютном чердаке.

Этот тонкий философско-психологический оттенок удалось передать во многом благодаря великолепному актерскому составу. Флоренс Пью (известная по фильмам «Время жить», «Маленькие женщины», «Оппенгеймер») действительно демонстрирует себя как сильная драматическая актриса: ее физическая игра, интуитивность заставляют безоговорочно верить каждому движению. Дэвид Харбор («Очень странные дела», «Хэллбой») — отличный образ неловкого отца-неудачника, немного карикатурный, но с такой глубокой грустью в глазах, что никакие внешние детали не отвлекут от его жизненной драмы. То же можно сказать и об Уайатте Расселе («Проклятые воды», «Сокол и Зимний солдат»), который почти всегда выглядит так, будто готов разрыдаться. Все вместе они вовсе не “жалкие”, как это иногда подчеркивается в репликах, а наоборот — понятные, человечные и максимально близкие зрителю. Да, в кинозале, возможно, раздастся смех после истории о том, как в детстве маленькая Елена опозорилась на футбольном поле. Но давайте подумаем: с кем не бывает?

К сожалению, фильм все же не может полностью освободиться от своей принадлежности к кинематографической вселенной Marvel. Присутствуют сцены после титров с юмором, напоминающим устаревшие шутки уровня «Мстителей, идущих за шаурмой», где герои, которых полтора часа показывали как глубоко драматичных и несчастных, внезапно упиваются своим новым статусом. Или совершенно необъяснимая финальная сцена, где Громоверстцев представляют публике как новых Мстителей, и они почти с готовностью принимают этот навешенный им ярлык. Понятно стремление студии двигать франшизу вперед и включить элементы, знакомые фанатам предыдущих частей. Но насколько же это портит впечатление от «Громовержцев», которые могли бы стать отличной, самостоятельной картиной со своей философией, авторским видением темы, проблемы и персонажей.

В любом случае, «Громовержцы» безусловно заслуживают внимания. Это ощутимый глоток свежего воздуха после череды не самых удачных проектов Marvel. Есть надежда, что этим фильмом студия откроет для себя новый подход, который поможет ей вырваться из порочного круга бесконечных и порой бессмысленных продолжений. И все последующие фильмы будут стараться соответствовать заданной здесь планке.

By Григорий Лазуткин

Григорий Лазуткин, 38 лет. Хоккейный обозреватель из Новосибирска. Более 15 лет освещает матчи КХЛ, специализируется на аналитике игр и трансферной политике клубов.

Related Post