Руководитель команды Red Bull Кристиан Хорнер прояснил решение попросить Макса Ферстаппена уступить позицию Джорджу Расселу во время Гран-при Испании. Он считает, что более быстрые решения директора гонки позволили бы избежать ситуации, когда команды вынуждены “угадывать” действия стюардов.
Спорное столкновение Ферстаппена с Расселом на 64-м круге, за которое четырехкратный чемпион мира позже взял на себя ответственность, произошло именно на том круге, когда Red Bull попросила своего пилота пропустить соперника из Mercedes. Это было связано с инцидентом, произошедшим тремя кругами ранее во время напряженного рестарта после позднего выезда машины безопасности. Тогда Ферстаппен выехал за пределы трассы, но остался впереди Рассела после контакта колес, когда британец пытался обогнать его в первом повороте.
Первоначальный инцидент был отмечен для расследования Дирекцией гонки. Ожидая временной штраф для своего пилота, Red Bull вскоре попросила Ферстаппена уступить позицию — решение, с которым уже раздосадованный голландец поспорил по командному радио. Вскоре после этого он столкнулся с Mercedes Рассела на 64-м круге, за что и получил 10-секундный штраф.
Однако только после гонки, с публикацией официальных документов FIA, выяснилось, что стюарды не собирались накладывать никакого штрафа на Ферстаппена за первоначальный инцидент в первом повороте. Стюарды заявили, что контакт спровоцировал Рассел, “на мгновение потерявший контроль над машиной” и тем самым вынудивший Red Bull выехать за пределы трассы. Это означало, что никаких дальнейших действий не требовалось.
Выступая в воскресенье вечером, Хорнер объяснил, почему они изначально попросили Ферстаппена пропустить Рассела, прежде чем было принято официальное решение стюардов.
“Согласно текущим правилам, всё зависит от положения передней оси”, — сказал руководитель Red Bull, ссылаясь на пересмотренные Руководящие принципы по стандартам вождения Ф1. “Гонщики знают правила, и они играют по этим правилам. Вопрос в том, контролировал ли Джордж машину в тот момент? Смог бы он пройти поворот?
“Мы видели так много случаев в этом году, когда были назначены штрафы. Мы видели, как инциденты отмечались. Видели, как они передавались стюардам. Следующее, что вы ожидаете, — это получить штраф. Поэтому мы решили: `Ладно, знаешь что? Придётся отдать эту позицию`”.
На вопрос, было ли это ошибкой задним числом, Хорнер ответил: “Да, но я думаю, именно здесь было бы хорошо, если бы судья, директор гонки, сразу сказал: `продолжать гонку` или `нужно вернуть позицию`”.
“Я считаю, что команде очень сложно субъективно принять такое решение, потому что вы опираетесь на исторические прецеденты. Вы смотрите на то, что у вас перед глазами, и пытаетесь предугадать, что думают стюарды и директор гонки”.
“Поэтому я считаю, что для команд было бы полезно в такой ситуации, чтобы директор гонки принял решение и сказал: либо вы возвращаете позицию, либо получаете штраф, вместо того, чтобы пытаться угадать, что собираются делать стюарды”.
Хорнер призывает к улучшению связи с Дирекцией гонки
С сезона 2022 года связь между командными мостиками Ф1 и директором гонки вновь была ограничена только спортивными директорами, после того как прямое вмешательство руководителей команд — в частности, Хорнера и его коллеги из Mercedes Тото Вольффа — стало всё более заметной и спорной особенностью сезона 2021 года, когда Ферстаппен и Льюис Хэмилтон боролись за титул.
На вопрос, могут ли команды по-прежнему связываться с директором гонки, которым сейчас является Руи Маркес, Хорнер ответил: “Да, но в ответ вы ничего не получаете. Вы задаёте вопрос, но ничего не приходит обратно”.
Он добавил: “Раньше можно было получить какие-то указания, но теперь команде приходится принимать очень субъективные решения. Мы просмотрели все замедленные повторы, и ситуация была действительно 50 на 50. И вопрос был: Джордж контролировал машину? Смог бы он пройти поворот? Казалось, что он смог бы.
“Так что вы принимаете решение, говоря: `Слушайте, нам нужно отдать эту позицию`”.
На вопрос, будет ли он обсуждать этот вопрос с Маркесом, Хорнер сказал: “Я думаю, это то, что следует обсудить в SAC [Спортивном консультативном комитете]”.