Кристиан Хорнер уволен с должности руководителя команды Red Bull Формулы-1 немедленно, после 20 лет во главе коллектива из Милтон-Кинса.
Ошеломительное решение было сообщено Хорнеру во вторник вечером. В среду утром 51-летний специалист выступил перед командой на их базе в Великобритании с эмоциональной речью.
Команду Red Bull покинули еще два высокопоставленных менеджера, тесно связанных с Хорнером.
По словам Мартина Брандла, комментатора Формулы-1, Хорнер сообщил ему, что “причина его увольнения не была названа”. В официальном заявлении Red Bull также не привели причины.
Red Bull подтвердили, что Лоран Мекис заменит Хорнера на посту генерального директора и руководителя команды, перейдя из младшей команды Racing Bulls. Racing Bulls теперь возглавит Алан Пермейн.
“Это стало для меня шоком”, — сказал Хорнер со слезами на глазах сотрудникам Red Bull в видео, ставшем доступным журналистам.
“У меня была возможность поразмыслить за последние 12 часов, и я хотел выступить перед всеми вами, чтобы сообщить эту новость и выразить свою благодарность каждому члену команды, который так много сделал за последние двадцать с половиной лет”.
“Когда я пришел 20 лет назад, у меня было немного меньше седых волос. Я пришел в команду, не зная, чего ожидать, но меня сразу тепло приняли, и мы начали строить то, что стало гигантом в Формуле-1. Наблюдать за этой командой и быть ее частью было самой большой привилегией в моей жизни”.
Управляющий директор Red Bull Оливер Минцлафф заявил в официальном заявлении команды: “Мы хотели бы поблагодарить Кристиана Хорнера за его исключительную работу на протяжении последних 20 лет”.
“Благодаря своей неустанной самоотдаче, опыту, знаниям и инновационному мышлению он сыграл ключевую роль в становлении Red Bull Racing как одной из самых успешных и привлекательных команд в Формуле-1”.
“Спасибо за всё, Кристиан, ты навсегда останешься важной частью истории нашей команды”.
Хорнер руководил Red Bull в два периода доминирования в Формуле-1: Себастьян Феттель и команда выиграли четыре подряд титула в личном зачете и Кубке конструкторов с 2010 по 2013 год, а Макс Ферстаппен выиграл последние четыре титула в личном зачете с 2021 по 2024 год. Red Bull также становились чемпионами в Кубке конструкторов в 2022 и 2023 годах.

Достижения Red Bull под руководством Хорнера:
- Восемь титулов Чемпиона мира в личном зачете
- Шесть титулов в Кубке конструкторов
- 124 победы
- 107 поул-позиций
- 287 подиумов
Последние 18 месяцев были для Хорнера неспокойными как на трассе, так и за ее пределами.
В феврале 2024 года против него были выдвинуты обвинения в неподобающем поведении со стороны сотрудницы, которые были отклонены после апелляции прошлым летом. Хорнер последовательно отрицал все обвинения.
Команда McLaren обогнала Red Bull, став доминирующей силой в Ф1, в то время как несколько высокопоставленных фигур покинули команду из Милтон-Кинса за последние 18 месяцев, включая легендарного конструктора Эдриана Ньюи (ушел в Aston Martin) и спортивного директора Джонатана Уитли (перешел в Sauber).

Последней гонкой Хорнера во главе команды стало воскресное Гран-при Великобритании в Сильверстоуне, где Ферстаппен стартовал с поул-позиции, но финишировал пятым после разворота в сырую погоду.
Четырехкратный чемпион Ферстаппен отстает от лидера чемпионата Оскара Пиастри на 69 очков к середине сезона.
В Кубке конструкторов Red Bull сейчас занимает четвертое место, отставая от лидеров McLaren на 288 очков. Ferrari и Mercedes также опережают их в таблице.
Ферстаппен набрал 165 из 172 очков команды в этом сезоне. Новичок Лиам Лоусон был отстранен от участия после всего двух гонок в качестве напарника нидерландца, а Юки Цунода также испытывает трудности во второй машине Red Bull, финишировав последним в двух последних гонках.
Брандл: Дела в Red Bull шли не особенно гладко
Анализ Мартина Брандла, комментатора Формулы-1:
“Это не совсем неожиданно, учитывая проблемы в команде. Мне довольно грустно из-за этого. Я считаю Кристиана другом, и он проделал невероятную работу за 20 лет”.
“Он выиграл очень много гонок и чемпионатов мира как для пилотов, так и для команды. Он превратил команду, бывшую ранее Stewart и Jaguar, в гигантский комплекс в Милтон-Кинсе и добился огромного успеха, пополнив трофейную комнату”.
“Нетрудно было заметить и услышать в паддоке Формулы-1, что дела шли не особенно гладко”.
“[Обвинения и расследование], вероятно, часть этого, но я также считаю, что это связано с результатами. Возможно, это увеличивает вероятность того, что Ферстаппены останутся в команде – я думаю, что ситуация стала довольно личной”.
“Есть ряд аспектов, но, в частности, то, что машина испытывает трудности, хотя в этом году они блестяще выиграли гонки”.
Кристиан сообщил мне, что ему “не назвали причину” увольнения. Ничто не вечно. Все движется вперед.
Red Bull уже произвели значительные изменения, пригласив Лорана Мекиса из их дочерней команды Racing Bulls, а Алан Пермейн возьмет там бразды правления, так что они быстро нашли решения.
“Потеря поддержки и напряженность в команде”
Анализ Крейга Слейтера:
“Что касается причин расставания Хорнера и Red Bull, мы должны взглянуть на линии разлома, которые существуют в команде уже некоторое время”.
“Частично это связано с разделенным владением командой. Сорок девять процентов компании Red Bull принадлежит семье Матешиц, Маркусу Матешицу, сыну Дитриха Матешица. Эта австрийская часть в значительной степени контролировала различные спортивные проекты, особенно команду Формулы-1”.
“Пятьдесят один процент принадлежал тайской стороне, Чалерму Йоовидхья, который ранее был союзником Кристиана Хорнера и поддерживал его во время расследований в отношении Хорнера, продолжавшихся последние пару лет. Сотрудница выдвигала обвинения против Кристиана Хорнера, от которых две внутренние проверки его освободили”.
Чалерм Йоовидхья поддерживал Кристиана Хорнера в течение этого времени. Насколько я понимаю, эта поддержка в конечном итоге исчезла.
Другим аспектом всего этого были непростые отношения между Хорнером и Ферстаппенами, особенно с Йосом Ферстаппеном, отцом Макса Ферстаппена.

За последний год или около того команду покинули многие высокопоставленные сотрудники. Джонатан Уитли, Эдриан Ньюи, главный конструктор, Роб Маршалл, который добился большого успеха в McLaren, а также другие сотрудники.
Red Bull пыталась построить двигатель для 2026 года, но я думаю, что ощутимая напряженность внутри команды, угасание успехов на трассе и тот факт, что, возможно, имидж команды (а имидж очень важен для Red Bull, ведь они продают напиток)… Команда казалась несчастливой, это единственный способ это описать, в последние пару лет.
Это все равно большой сюрприз, потому что команда все еще выигрывала гонки, выигрывала гонки в этом году, и Кристиан Хорнер был абсолютно ключевой фигурой в становлении команды такой, какой она является сегодня. Он построил ее с очень маленькой базы.
Я думаю, что это окончательный результат борьбы за власть, которая была очевидна в этой команде в последние пару лет, и в конечном итоге это борьба за власть, которую Кристиан Хорнер проиграл.
20 лет Хорнера во главе Red Bull
Хорнер был назначен руководителем команды Red Bull в январе 2005 года, через два месяца после того, как компания по производству энергетических напитков купила команду Jaguar F1. В возрасте 31 года он стал самым молодым руководителем команды в истории Формулы-1.
Он помог привлечь Ньюи в команду в ноябре 2005 года, но только в 2009 году команда одержала свою первую победу, когда Феттель выиграл дождевое Гран-при Китая.

В том году Red Bull выиграла еще пять гонок, финишировав второй в Кубке конструкторов после Brawn GP, а Феттель занял второе место в личном зачете, отстав от чемпиона мира Дженсона Баттона на 11 очков.
Затем Феттель и Red Bull доминировали в спорте в течение следующих четырех лет, выиграв чемпионаты в личном зачете и Кубке конструкторов с 2010 по 2013 год.
Новые правила, касающиеся двигателей, положили конец этому доминированию, и Mercedes стала командой, которую нужно было побеждать. Red Bull выиграла всего три гонки в 2014 году, одну в 2015 году и две в 2016 году – одна из них была победой Ферстаппена в его дебютной гонке за команду на Гран-при Испании.
Несмотря на потерю шансов на чемпионат, Хорнер остался у руля, и в 2021 году Red Bull снова завоевала титул чемпиона мира, когда Ферстаппен опередил Льюиса Хэмилтона в спорных обстоятельствах на финале сезона в Абу-Даби.

Нидерландец сохранил свой титул в следующем году, когда Red Bull выиграла свой первый Кубок конструкторов за девять лет в 2022 году, а 2023 год стал самым доминирующим сезоном в истории Ф1, когда команда выиграла 21 из 22 гонок.
Но за последние 18 месяцев будущее Хорнера оказалось под вопросом после обвинений в неподобающем поведении. На прошлогоднем стартовом Гран-при Бахрейна он был оправдан после внутреннего расследования, касающегося претензий сотрудницы Red Bull. Red Bull подтвердили 8 августа 2024 года отклонение апелляции, поданной в марте.
Основные события в деле Хорнера:
- 5 февраля 2024: Red Bull подтверждает расследование в отношении Хорнера по обвинениям сотрудницы. Хорнер “полностью отрицает” претензии.
- 9 февраля: Хорнер встречается с внешним адвокатом.
- 15 февраля: Хорнер впервые комментирует ситуацию на презентации Red Bull и отрицает вину.
- 22 февраля: Хорнер снова выступает на пресс-конференции Ф1 и заявляет, что не может комментировать процесс.
- 28 февраля: Обвинения против Хорнера сняты.
- 29 февраля: Хорнер подтверждает свое отрицание после утечки материалов расследования.
- 7 марта: Обвинительница Хорнера отстранена от работы.
- 16 марта: Сотрудница, обвинившая Хорнера, подает апелляцию на решение Red Bull.
- 8 августа: Апелляция против Хорнера отклонена.
Что теперь ждет Ферстаппена?
Будущее Ферстаппена в Red Bull также находится в центре внимания. Его отец, Йос, год назад в Бахрейне заявил, что Red Bull “взорвется”, если Хорнер останется на своем посту.
В прошлом году Ферстаппен выиграл четвертый подряд титул, но, несмотря на контракт до 2028 года, его связывали с переходом, а руководитель команды Mercedes Тото Вольфф недавно подтвердил, что вел переговоры с нидерландцем.

Брандл добавил: “Еще посмотрим. Каждое очко, подиум, победа и чемпионский титул Макса, достигнутые благодаря его гениальному пилотированию, были завоеваны за рулем Red Bull”.
Он часто заявлял, что хотел бы завершить свою карьеру в Red Bull, если это возможно. В следующем году они представят собственный двигатель – это будет самое большое изменение в истории Ф1, касающееся одновременно машины и силовой установки. Кристиан полностью руководил этим аспектом команды.
Мы знаем, что у Макса есть пункт в контракте о возможности ухода, зависящий от его положения в чемпионате мира в конце этого месяца.
“Означает ли это, что он теперь скорее уйдет или скорее останется? Я могу лишь предположить, что это увеличивает вероятность его пребывания в команде”.
Что дальше для Хорнера?
Что будет делать Хорнер дальше, пока неизвестно. 51-летний специалист присутствовал на каждом Гран-при Red Bull за 20 лет работы.
В прошлом его связывали с должностью руководителя команды Ferrari, последний раз в мае, когда немецкое издание BILD сообщило, что позиция Фреда Вассёра под угрозой, и что руководство итальянской команды установило “неформальные” контакты с Хорнером.

Выступая на Гран-при Испании после этого сообщения, Хорнер сказал, что “всегда приятно, когда тебя связывают с другими командами”, но настаивал на своей приверженности Red Bull.
Единственная команда в пелотоне, у которой в настоящее время нет руководителя команды, – это Alpine, хотя французская команда недавно наняла Стива Нильсена на должность управляющего директора для повседневного управления командой.
Карун Чандок, комментатор Формулы-1, сказал: “Кристиан был одним из самых успешных руководителей команд в истории Ф1, определенно в современной истории. Двадцать лет во главе команды и 14 выигранных чемпионатов мира в сумме — это фантастический результат”.
“Он находился под огромным давлением Формулы-1 в течение 20 лет, находясь в центре событий. Он, как известно, не пропустил ни одной гонки в Red Bull. Это было долгое время, так что, возможно, он захочет немного отдохнуть”.
“Может ли он перейти в Ferrari? Было много слухов, что они пытались нанять его в разные моменты, но этого не произошло… Лично я не думаю, что он туда пойдет”.
“Может ли он оказаться в Alpine? С точки зрения личной жизни, он мог бы продолжать жить в Великобритании. Захочет ли он перевезти своих детей? Захочет ли он полностью изменить свою жизнь? Вероятно, нет”.
Alpine по-прежнему базируется в гоночной долине Оксфордшира и ищет руководителя команды. Они наняли Стива Нильсена в качестве управляющего директора, старый друг Кристиана Флавио Бриаторе является исполнительным консультантом. Это может стать будущим местом работы для Кристиана Хорнера, если, конечно, он решит продолжать работать под давлением Формулы-1″.
Еще одним потенциальным вариантом для Хорнера может стать роль инвестора или совладельца команды.

Комментатор Формулы-1 Дэвид Крофт сказал: “[Кристиан] смотрит на [руководителя Mercedes] Тото Вольффа и видит человека, который за тот же период стал владельцем трети команды Формулы-1. Кристиан, я уверен, немного завидует этому и думает: `Вот где я должен быть, потому что я такого уровня`”.
“Если такая возможность появится, мы определенно увидим Кристиана Хорнера снова”.
Alpine – вероятный кандидат для этого, но у Alpine могут быть и другие претенденты, так что нет гарантии, что Кристиан сможет выкупить долю в Alpine. Также вопрос, откуда у него будет финансовая поддержка, поскольку, хоть он и состоятельный человек, я не думаю, что у него есть средства, которые есть у Тото Вольффа.
Слухи о Ferrari были спекуляцией, и, возможно, они были далеки от истины, а также, вероятно, слишком рано выпрыгивать из этой сковороды в еще большую, где-нибудь в Маранелло.
Я думаю, что он возьмет некоторую паузу, ему не нужно спешить никуда, но я предполагаю, что в какой-то момент в недалеком будущем мы будем стоять возле базы какой-то команды и говорить, что Кристиан Хорнер вернулся в Формулу-1.
Кто такой Лоран Мекис, сменивший Хорнера?
Мекис руководил младшей командой Red Bull, Racing Bulls, с начала сезона 2024 года.
Он начал свою карьеру в Формуле-1 в команде Arrows в начале 2000-х, затем перешел в Minardi. Команда была куплена Red Bull в 2005 году и переименована в Toro Rosso.
Он покинул команду в 2014 году, чтобы присоединиться к FIA, а затем перешел в Ferrari в 2017 году, став там спортивным директором.

Мекис был назначен заместителем руководителя команды и гоночным директором Ferrari в 2021 году, а в июле 2023 года было объявлено, что он покинет команду, чтобы вернуться в Racing Bulls (тогда еще AlphaTauri) и сменить Франца Тоста на посту руководителя команды.
Мекис сказал: “Последние полтора года руководить Racing Bulls было абсолютной привилегией, и я хотел бы поблагодарить всех наших талантливых сотрудников как в Фаэнце, так и в Милтон-Кинсе”.
“Заглядывая в будущее, я с нетерпением жду возможности занять должность генерального директора и руководителя команды Red Bull Racing, одной из самых успешных и динамичных команд в спорте. Для меня большая честь быть частью этой группы блестящих людей, воплощающих дух Red Bull”.
“Вместе мы добьемся великолепных результатов, опираясь на невероятное наследие, оставленное Кристианом Хорнером за два десятилетия его руководства”.