Пт. Сен 5th, 2025

Шум вокруг игры Clair Obscur: Expedition 33 оказался настолько сильным, что мог заслонить другие замечательные игры, которыми порадовала нас первая половина 2025 года. А ведь за эти пять месяцев вышло немало хитов. Вспомним самые интересные релизы: здесь есть место и хардкорным RPG, и “японщине”, и инди-проектам, и настоящим нарративным жемчужинам. Каждый найдет что-то для себя.

Большие RPG от первого лица

Для поклонников масштабных ролевых игр от первого лица этот год начался очень удачно, подарив сразу три крупных проекта. Первым стала Kingdom Come: Deliverance II. Это историческая RPG, переносящая игрока в Чехию XV века. Вы, Индржих из Скалицы, обычный парень, оказываетесь в центре гражданской войны. Боевая система стала точнее, требуя от игрока внимательного чтения движений противника. Квесты дают свободу выбора: дипломатия, скрытность или прямое столкновение – каждое решение влияет на мир. Город Куттенберг детализирован, а NPC живут по своему распорядку. Игра реалистична: еда портится, доспехи изнашиваются, отдых обязателен. Упрощенные алхимия и крафтинг добавляют глубины. Несмотря на возможные баги и высокий порог вхождения, продажи и отзывы говорят об успехе. Это обязательный проект для тех, кто ценит хардкорные RPG и готов к вызову.

Avowed от Obsidian – не прорыв, но и не провал, а крепкая RPG, сделанная мастерами своего дела. Мир интересно исследовать просто из любопытства, а не по маркерам на карте. Боевая система яркая, гибкая и поощряет эксперименты – можно смело менять стиль игры даже в середине прохождения. Где еще можно быть магом с парой пистолетов?

Сюжет и персонажи здесь, возможно, не такие глубокие и запоминающиеся, как в Pillars of Eternity. Но игра оставляет ощущение “честного” проекта: без лишнего пафоса, со сбалансированным дизайном, комфортным темпом и пониманием своих ограничений. Avowed не стремится к иммерсивности Kingdom Come, но и не притворяется тем, чем не является. Выход в Game Pass делает ее доступной, давая хороший повод попробовать.

The Elder Scrolls IV: Oblivion Remastered – триумфальное возвращение культовой RPG 2006 года. Обновленный мир Сиродила затягивает с первых минут. Это, по сути, та же старая добрая игра, уникальный представитель жанра рыцарского фэнтези. Графика улучшена, движок новый, есть небольшие геймплейные правки, но в остальном это та же Oblivion 19-летней давности. Поэтому в чем-то она кажется устаревшей, с неидеальным балансом и сравнительно компактным миром. Но она по-прежнему способна подарить десятки замечательных часов исследований, сражений со сказочными существами и спасения Империи. Высокий онлайн и топовые позиции по популярности подтверждают, что старая RPG смогла увлечь множество игроков и заставить их вновь закрывать Врата Обливиона.

Экшены и приключения

Ninja Gaiden 2 Black, пожалуй, лучший слешер этого года (и пока единственный). Здесь все по канонам жанра: длинные комбо, толпы врагов, много крови и хардкорный геймплей. Мастер ниндзя Рю Хаябуса пробивается через горящие деревни и джунгли, чтобы вернуть украденную статуэтку и остановить Архидемона, уничтожая на своем пути целые армии наемников и демонов. Механика расчленения делает бои очень зрелищными, а благодаря Unreal Engine 5 игра выглядит намного лучше предшественниц. Правда, новой от этого она не становится.

По сравнению с оригиналом 2008 года игра выглядит кинематографичнее и красивее, но геймплей остался прежним. Между зубодробительными боями придется терпеть адский платформер, скучный бэктрекинг и незапоминающийся саундтрек. Анимации некоторых врагов выглядят комично. Но это по-прежнему один из лучших представителей жанра, особенно сейчас, когда слешеры почти исчезли.

Assassin’s Creed Shadows – очень важный релиз для Ubisoft, от которого во многом зависела судьба серии. Спустя годы неудачных экспериментов серия, кажется, вернулась к истокам: акцент снова на стелс, скрытность и внимательное изучение окружения. Герои, наконец, ведут себя как настоящие ассасины: наблюдают, ищут, анализируют.

Однако здесь присутствует Ясукэ – чернокожий самурай, вызвавший бурные споры у фанатов и критиков и приближающий игру к фэнтезийной трилогии. Получается, Shadows – это осторожный шаг назад к корням серии, пытающийся найти баланс между классикой и современной трилогией. Ubisoft продолжает создавать одни из самых красивых открытых миров в игровой индустрии, но не всегда наполняет их по-настоящему интересным контентом. Shadows – не революция, но честный шаг вперед: просто крепкая игра про ассасинов. И для фанатов, пожалуй, этого уже достаточно.

Like a Dragon: Pirate Yakuza in Hawaii – нестандартный спин-офф, отправляющий харизматичного Горо Мадзиму в безумное пиратское приключение с амнезией, поисками сокровищ и долей абсурда. История начинается на необитаемом острове и превращается в динамичное роуд-муви по тропикам, где серьезная драма легко уживается с фирменным юмором и выходками Мадзимы. Отношения с юным спутником Ноа добавляют сюжету эмоциональной глубины, а обилие отсылок порадует давних фанатов серии.

Геймплейно игра возвращается к старым добрым дракам в реальном времени с двумя стилями боя: безумно-хаотичным Mad Dog и пиратским Sea Dog. Морские сражения – новшество, которое быстро приедается, тогда как бои на суше выглядят очень эффектно. В остальном здесь все по канонам Like a Dragon: мини-игры, абсурдные побочные задания и, конечно, караоке.

South of Midnight – яркий экшен от Compulsion Games, вдохновленный фольклором американского Юга. Вы играете за девушку-ткача Хейзел, использующую магию для сражений с мифическими существами, вроде гигантских крокодилов. Геймплей сочетает простые бои с акробатикой и заклинаниями, хотя боевая система может показаться однообразной до открытия новых способностей. Линейный сюжет ведет через болота и леса, оживающие благодаря уникальной стоп-моушен эстетике и саундтреку с блюзом и госпелом.

Визуально игра – один из красивейших релизов 2025 года. Доступная в Game Pass, она привлекает крепкой историей и неповторимой атмосферой, хотя некоторые критикуют повторяющиеся бои. Этот проект заслуживает большего внимания – простой, невероятно красивый платформер с уникальной эстетикой имеет все шансы стать одним из главных АА-релизов года.

Monster Hunter Wilds – грандиозный шаг вперед для серии, с первых минут погружающий в динамичный мир гигантских монстров. Вы – охотник Гильдии, исследующий Запретные земли, где экосистема живет своей жизнью благодаря смене сезонов и погодным катаклизмам. Боевая система достигла новых высот: 14 видов оружия, от молота до лука, дополнены новыми приемами, например, прицельными ударами по уязвимостям монстров. Двойной арсенал и ездовое животное позволяют менять тактику прямо на ходу, а интерактивное окружение помогает устраивать ловушки или обрушивать скалы на врагов.

По сравнению с Monster Hunter: World, новая Wilds стала доступнее: упрощенные интерфейсы, автоматическое лечение и бесшовный открытый мир убирают лишние барьеры для новичков. История о мальчике Нате и таинственном Белом Призраке удивляет глубиной, хотя избыток кат-сцен может утомить. Новые монстры поражают дизайном и тактической сложностью. Несмотря на критику за пониженную сложность и технические проблемы на ПК, Wilds – это кинематографичное приключение, где каждая охота ощущается как эпическое сражение.

Инди и нарративные жемчужины

Split Fiction – еще одно попадание в точку от Йозефа Фареса и Hazelight. Это кооперативное приключение идеально подходит для игры вдвоем – будь то друзья, влюбленные, братья и сестры или родители с детьми. Split Fiction цепляет мгновенно: она яркая, зрелищная и визуально притягательная. Благодаря кроссплатформенности и удобной системе приглашений в нее легко вовлечь даже тех, кто редко играет.

Split Fiction мастерски сочетает простоту и глубину: сюжет трогательный, но не перегруженный, кат-сцены не мешают общению, а головоломки устроены так, что ты чувствуешь себя умным, не попадая в тупик. По сравнению с прошлыми работами студии игра стала масштабнее и кинематографичнее – ближе по духу к Uncharted. Даже небольшое снижение темпа в середине не портит общего впечатления. Идеальный выбор для совместного прохождения и лучшая кооперативная игра после It Takes Two.

Wanderstop от Annapurna Interactive – негромкий релиз, который тем не менее стоит попробовать. Это уютная нарративная игра, где вы управляете чайной лавкой в сказочном мире. Главная героиня Альта, бывшая воительница, ищет покоя, заваривая чаи и общаясь с колоритными посетителями. Геймплей основан на мини-играх: вы смешиваете ингредиенты, подбирая рецепты под настроение гостей. Каждый приготовленный напиток помогает раскрыть прошлое Альты и ее внутреннюю борьбу.

Но есть нюанс: игру создал Дэйв Риден – мастер метанарратива в игровой индустрии. И хотя в Wanderstop нет той же игры с повествованием, как в The Stanley Parable или The Beginner’s Guide, она также включает большой пласт размышлений о внутренней “кухне” разработчика и затрагивает темы места творца, любви аудитории и сложностей рынка видеоигр.

Blue Prince – уникальная головоломка с элементами “рогалика”, которая затягивает с первой минуты. Вы наследуете загадочный особняк с целью найти мифическую 46-ю комнату. Каждый игровой день планировка дома меняется, а вы выбираете, что окажется за следующей дверью, из случайно выпадающих карт. Каждая комната – это головоломка с секретами, предметами и подсказками, которые нужны для продвижения. Геймплей строится на стратегическом планировании: ограниченное количество шагов заставляет тщательно обдумывать каждый выбор.

Через несколько часов элемент случайности может начать утомлять. Может показаться, что вы увидели все, а до цели не добраться из-за воли рандома. Но стоит немного потерпеть, и игра раскроет метапазлы, требующие расположить комнаты особым образом, решать в каждой головоломки, чтобы разгадать более крупную загадку, а затем еще более масштабную – и понять, что это лишь начало. Вероятно, лучшая головоломка года.

Lost Records: Bloom & Rage – возвращение DON’T NOD к тому, что у них получается лучше всего: тихим, меланхоличным историям взросления. Хотя игра заявлена как нечто новое, по сути это духовный наследник первой Life is Strange – с ее атмосферой “вечного лета перед бурей”, щемящим чувством юности и ностальгическим саундтреком. Игроки проживают несколько дней глазами 16-летней Суонн – скромной школьницы с видеокамерой и внимательным взглядом на мир.

В геймплее почти ничего принципиально нового: в основном это ходьба, переживания подростков, атмосфера “последнего лета” и запоминающиеся моменты. Единственная новая механика – съемка на камеру Суонн. Игрок наблюдает за миром через объектив, снимает моменты, а затем монтирует из них яркое воспоминание. Непонятно зачем добавили мистику и прыжки во времени, но на этом не стоит фокусироваться: эта история не о событиях, а о людях и их чувствах.

By Григорий Лазуткин

Григорий Лазуткин, 38 лет. Хоккейный обозреватель из Новосибирска. Более 15 лет освещает матчи КХЛ, специализируется на аналитике игр и трансферной политике клубов.

Related Post