Пн. Сен 8th, 2025

Аниме «Оглянись» (Look Back) уже успело привлечь внимание, в частности, благодаря высокой оценке от известного геймдизайнера Хидэо Кодзимы. Этот короткометражный фильм основан на манге Тацуки Фудзимото, автора культовых работ «Огненный удар» и «Человек-бензопила», прославившегося умением затрагивать самые чувствительные струны души читателей. Для тех, кто не знаком: «Огненный удар» повествует о мучительном пути мести человека, потерявшего сестру, а «Человек-бензопила» — о трагической судьбе того, кто, стремясь к простому счастью, становится инструментом в руках манипулятора.

Драматическая составляющая «Оглянись» не уступает предыдущим работам автора. Сюжет знакомит нас с Фудзино, ученицей, чьи ёнкомы (четырехкадровые комиксы) для школьной газеты вызывают всеобщее восхищение. Ее позиция лучшей художницы пошатнулась, когда она увидела работы Кёмото – девочки, не посещающей школу, но присылающей свои рисунки из дома. Фудзино поручают отнести Кёмото школьный диплом, что становится поводом для их знакомства.

Выясняется, что талантливая, но замкнутая Кёмото является давней поклонницей творчества Фудзино, с нетерпением ждавшей каждого нового выпуска и переживавшей, когда рисунки перестали появляться. Фудзино, совершенно не ожидавшая такой преданности, обретает в Кёмото не только источник вдохновения для продолжения работы, но и дает ей дружескую поддержку, помогая Кёмото преодолеть страх и наконец выйти из дома.

Проходят годы. Девочки вместе работают над мангой, постепенно завоевывая признание в индустрии. Однако Фудзино остается ведущей фигурой: ее идеи лежат в основе их совместных работ, ее имя чаще на обложках. Наступает момент, когда Кёмото решает пойти своим путем, что становится болезненным для Фудзино, и их дороги расходятся.

В этом месте аниме наносит зрителю сильный эмоциональный удар. Даже знание сюжета манги не смягчает эффект. Остается лишь погрузиться в горько-сладкое ощущение потерянности, которое испытывает Фудзино, когда за мгновение — более короткое, но более тяжелое, чем годы упорного труда — теряет нечто невосполнимо важное, возможно, часть себя. Это чувство не отпускает до финальных кадров, где она вновь садится за рабочий стол, смотрит на утренний город и прикрепляет ёнкому подруги над своим рабочим местом.

Кёмото погибает в результате нападения психически неуравновешенного человека в художественном колледже. Событие показано через призму вымышленной реальности, где Кёмото остается жива, спасенная “Фудзино-каратисткой”, которая успевает предотвратить трагедию. Этот прием, напоминающий детскую попытку пережить травму через искажение реальности, ошеломляет осознанием неотвратимости рока и абсолютной несправедливости произошедшего.

Важно отметить, что эта трагическая сцена присутствовала и в манге. Многие читатели увидели в ней сходство с реальным инцидентом поджога студии Kyoto Animation 18 июля 2019 года. Из-за этих параллелей манга была немного отредактирована, чтобы уменьшить сходство и избежать возможной стигматизации психических расстройств. В итоге, в окончательной версии показано, как нападавший убивает случайного человека в колледже, действуя под влиянием убеждения, что на него смотрят свысока.

Хотя манга сама по себе превосходна, особое восхищение вызывает то, насколько тонко режиссер и сценарист Киётака Осияма адаптировал «Оглянись» для экрана. Аниме очень близко к тексту оригинала Фудзимото, но Осияма смог расставить акценты так, что история стала невероятно живой и дышащей. Его заслуга — в использовании контрапункта: длинные, бытовые сцены, где девочки сосредоточенно рисуют (часто спиной к зрителю, слышен стук карандашей по бумаге), резко сменяются ужасающе быстрыми и динамичными трагическими моментами. После этого повествование будто распадается: миры смешиваются, становится трудно отличить вымысел от реальности, что точно передает состояние человека, переживающего глубокую потерю.

Нельзя не отметить изящные акценты на «оглядываниях» персонажей, заложенные в само название. Это и взгляд в прошлое, и стремление увидеть лица героев, а не только их спины за работой, и пронзительные моменты, когда Фудзино, ища подтверждение своей значимости для погибшей подруги, достаточно лишь оглянуться и увидеть хаори с ее автографом, который Кёмото бережно хранила на двери, на самом видном месте.

Ранее Осияма участвовал в разработке внешности персонажей для «Человека-бензопилы» и выступал ведущим аниматором в таких проектах, как «Моб Психо 100», Doraemon the Movie и FLCL Alternative. В «Оглянись» он сосредоточился на создании атмосферы мира: живописные, проработанные фоны и пейзажи столь же трогательны, как и рисунки самой Кёмото. Он добился того, что не только визуальный ряд, но и музыка стали неотъемлемой частью повествования, точно передавая внутренние переживания героинь.

Слова Киётаки Осиямы:

Потому что я думаю, что диалоги и искусство могут сделать многое, но этого недостаточно. Думаю, что музыка действительно способна легко и просто передать их эмоции и то, что герои чувствуют внутри.

«Оглянись» по праву можно назвать настоящим «кино». Это нелинейная, глубоко чувственная работа, сделанная с очевидной любовью. Неудивительно, что маэстро (Кодзима) столь эмоционально отозвался об этом аниме.

Вот что написал Хидэо Кодзима:

„Оглянись“ — одно из самых замечательных аниме последнего десятилетия. Я написал о нём заметку. Я был потрясён до глубины души! Нежность, доброта и сила! Невероятной чуткостью и богатыми элементами выразительности оно превосходит даже фильмы с живыми актёрами! Я был тронут настоящим и будущим индустрии развлечений! Аниме действительно потрясающее. Я уже заказал оригинальную мангу Тацуки Фудзимото и не могу дождаться, когда смогу „оглянуться” на неё.

By Григорий Лазуткин

Григорий Лазуткин, 38 лет. Хоккейный обозреватель из Новосибирска. Более 15 лет освещает матчи КХЛ, специализируется на аналитике игр и трансферной политике клубов.

Related Post