Пн. Сен 8th, 2025

«Очи Ваканды»: Критический взгляд на первый сезон анимационного спин-оффа Marvel

С каждым новым проектом Marvel, связанным с Вакандой, становится всё труднее убедить себя, что моя критика не имеет расовой подоплёки, а обусловлена лишь неприятием низкокачественного продукта. Мультсериал «Очи Ваканды» демонстрирует впечатляющий рейтинг в 93% на Rotten Tomatoes, сопоставимый с такими признанными хитами, как «Конь БоДжек» и «Самурай Джек», и даже превосходящий «Южный Парк», «Рика и Морти» и «Время приключений». Возможно, проблема во мне, ведь мне посчастливилось дважды заснуть во время просмотра этого «шедевра сезона».

«Очи Ваканды» представляют собой анимационный сериал-антологию из четырёх эпизодов, являющийся спин-оффом фильма «Чёрная Пантера» 2018 года, который, несмотря на спорные награды, был значительно лучше своих продолжений. Сюжет сосредоточен на агентах Ваканды — вымышленной африканской нации, которая, несмотря на тысячелетнее технологическое превосходство над остальным миром, всё ещё пользуется копьями как основным оружием. Их миссия — поиск по всему миру и возвращение домой артефактов из вибраниума. Вибраниум — это вымышленный металл инопланетного происхождения, магические свойства которого обеспечили Ваканде её превосходство. Примечательно, что вакандцы лишь нашли этот металл, но считают его единоличной собственностью.

Проблемы с логикой и моралью

Я не стану углубляться в реалистичность концепции Ваканды — в конце концов, это фантастика. В реальном мире Человек-паук или Халк, скорее всего, оказались бы на курсе химиотерапии, а не получили бы суперспособности. Однако два аспекта этой истории меня искренне возмущают.

Во-первых, как так вышло, что Ваканда, располагая лучевым оружием за три тысячи лет до нашей эры и самолётами в Средневековье, никогда не стремилась не то что завоевать мир, но даже соседние государства? Если бы, к примеру, современный Лаос вдруг оказался в бронзовом веке, то через три тысячи лет весь мир говорил бы по-лаосски. Это не попытка кого-то упрекнуть, но человечество, а тем более государства, просто не способны на столь продолжительное и абсолютное миролюбие.

Во-вторых, если вакандцы действительно являются образцом доброты и просветления, разве не лежала на них морально-этическая обязанность помогать остальному человечеству или хотя бы своим соседям? Даже в период, когда европейские державы поработили почти всю Африку, вакандцы были озабочены исключительно сохранением своих «безделушек». Они оправдывали свою изоляцию опасностью вибраниума, но ведь никто за пределами их границ даже не подозревал о его свойствах и не проявлял к нему интереса. Единственным, кто применил вибраниум как оружие, оказался беглый вакандец.

Именно таких персонажей сериал пытается выставить героями. В то время как для одних великая сила влечёт за собой великую ответственность, для других она, по мнению создателей, означает великое лицемерие. Все свои колоссальные возможности они направляют не на борьбу со злом, а на… воровство. Хотя дилемма «кражи у вора» может быть понятна, в большинстве случаев агенты преследуют совершенно безобидные артефакты других культур, в которых случайно обнаружился вибраниум.

Обзор эпизодов

Эпизод 1: «В логове льва»

Первый эпизод под названием «В логове льва» переносит нас в 1260 год до нашей эры, на Крит и в его окрестности. Здесь беглый командир из Ваканды, используя вибраниумовое оружие, основал собственное царство и приступил к порабощению народов Средиземноморья. Ваканда же отправляет на его поиски бывшую участницу своей элитной гвардии Дора Милаж.

Весь этот эпизод настолько перенасыщен клише низкопробных боевиков, что поначалу воспринимается как пародия. Главная героиня — типичный «одинокий волк», который «сам выбирает свой путь», дерзит начальству и в одиночку расправляется с отрядом, включающим женщину-викинга, самурая и ассасина (при этом, абсолютно необъяснимо, как эти персонажи оказались в отряде африканского вождя в 1260 году до нашей эры). Она также без труда одолевает главного злодея, который, используя супероружие, покорил множество народов, тогда как у неё всего лишь пара простых ножей.

Это, к слову, единственный случай за весь сериал, когда действия агентов Ваканды выглядели хоть сколько-нибудь оправданными. Здесь вибраниумовое оружие действительно попало в недобрые руки (хоть и вакандские) и угрожало внешнему миру. Однако, стоит отметить, что Ваканду не особо волновала судьба остального мира: злодея решили остановить лишь потому, что его растущее королевство могло сравниться по силе с Вакандой и представлять для неё угрозу.

Эпизод 2: «Легенды и ложь»

Африканская культура поражает своим многообразием и богатством. Чёрный континент, колыбель человечества, до сих пор является домом для тысяч народов с уникальными историями и мифами. Это поистине неисчерпаемый источник вдохновения для любых видов экранизаций.

И что же делает Marvel в своей антологии, посвящённой Африке? Конечно же! Почти половину сериала они посвящают Древней Греции. Эпизод под названием «Легенды и ложь» — это очередная, совершенно ненужная адаптация мифа о Троянской войне и знаменитом коне, как будто мы когда-либо испытывали дефицит в пересказах этой истории.

Главными действующими лицами здесь представлены Ахиллес и его «лучший друг» Мемнон, который в действительности является агентом Ваканды. (Исторически Мемнон, царь эфиопов, был противником Ахиллеса и погиб от его руки; Агамемнон был союзником, но не другом Ахиллеса). Мемнон уже девять лет пытается завладеть ожерельем Елены. Его «союзники», конечно же, ничего не подозревают и считают его верным боевым товарищем.

Вместе они сражаются за родину (хотя какое отношение их родина имеет к этому конфликту?) и ради справедливости (возможно, ради «справедливого» распределения жён?). Ахиллес, по версии сериала, «втянул людей в эту войну, чтобы создать легенду, которая вдохновит будущие поколения»… Это… просто… невыносимо! Что думали сценаристы?! Кто это вообще писал?!

На фоне такой «мотивации» Ахиллеса всё остальное уже не выглядит столь абсурдным, хотя должно было бы. Кому какое дело до того, что ахейцы средь бела дня карабкаются на стены Трои, сооружая лестницу из мечей в пяти метрах от главных ворот? И совершенно неважно, что самая грандиозная мифологическая война представлена как стычка между пятью греками и парой десятков троянцев.

В финале эпизода (осторожно, спойлеры!) Мемнон оставляет Ахиллеса на растерзание врагам и отправляется, чтобы забрать у Елены ожерелье — не ядерную бомбу, а лишь безделушку с камнем, обладающим незначительными взрывными свойствами. Ахиллес, совершенно обоснованно, обвиняет Мемнона в предательстве, после чего Мемнон его убивает. Возможно, задумка была показать, как он жертвует дружбой ради отчизны, эдакого патриота. Но в итоге мы видим подлеца, который мог бы похитить это ожерелье десятком менее подлых способов, не прибегая к предательству и убийству друга.

Эпизод 3: Мой любимый (наверное)

Это, пожалуй, мой любимый эпизод. В нём миниатюрная китайская девушка буквально вколачивает разум в элитных солдат высокоразвитой Ваканды. Хм… Нет, не поэтому он любимый, хотя такое разнообразие и весьма приятно.

Агент Ваканды отправляется в Китай и похищает священную статую дракона, язык которой состоит из вибраниума. Его романтическим интересом оказывается Железный Кулак — титул, передаваемый мастерам боевых искусств во вселенной Marvel, поглотившим душу дракона (с другой его версией можно ознакомиться в сериале Netflix). Она преследует его до Ваканды, успешно расправляется со всеми на своём пути и прямо указывает на лицемерие их организации. Героиня открыто заявляет, что под прикрытием «возврата своего» они фактически занимаются банальным воровством артефактов других народов. В кульминации эпизода она извлекает вибраниумовый язык из статуи и передаёт его вакандцам, до которых, видимо, ранее не доходило, что проблемы можно решать иными способами, кроме как кражей.

Этот эпизод даёт надежду, что создатели всё же способны к некоторому самоанализу и самоиронии. Кроме того, в отличие от двух предыдущих серий, здесь присутствует хотя бы минимальный юмор. А связь с обширной вселенной Marvel, возможно, ещё способна порадовать преданных фанатов, если таковые вообще у них остались.

Эпизод 4: Путешествие во времени и странные оправдания

1894 год. Эфиопия, единственная африканская страна, которая смогла успешно противостоять европейским колонизаторам, ведёт кровопролитную войну против итальянских захватчиков. И чем же в это время занята Ваканда? Она под покровом хаоса отправляет своих агентов, чтобы попросту обокрасть соседнюю страну.

Молодой принц и его наставник блестяще справляются с заданием, но внезапно сталкиваются с гораздо более развитым противником. Кто же может быть развитее вакандцев? Оказывается, только вакандцы из будущего! Последняя Чёрная Пантера сначала вступает в бой с главными героями, пытаясь отобрать «реквизированный» (то есть украденный) топор, и лишь после этого удосуживается объяснить, что она прибыла из будущего.

В её временной линии инопланетяне уничтожили человечество. И произошло это лишь потому, что единственная нация, способная противостоять угрозе (не спрашивайте, какая именно), пребывала в изоляции. Если коротко, ей необходимо, чтобы топор остался украденным, дабы его смог похитить Килмонгер — антагонист фильма «Чёрная Пантера», которого некоторые зрители несправедливо считают героем за его желание вооружить всех африканцев вибраниумом. Отметим, что в самом фильме утверждалось, будто этот топор был вывезен британцами из Бенина, находящегося на противоположной стороне Африки от Эфиопии. Только после этого Т`Чалла выведет Ваканду из изоляции, и она спасёт мир от инопланетного вторжения.

И вот, казалось бы, ответ на мою главную претензию о нежелании Ваканды помогать миру. Но он настолько абсурден! Последняя Чёрная Пантера путешествует во времени, однако её единственный метод воздействия на ход событий — не допустить кражи топора раньше определённого момента. При этом она только что подробно объяснила ситуацию принцу. Почему же нельзя было аналогичным образом поведать обо всём остальным правителям Ваканды в разные эпохи?

Общие впечатления и вывод

Слава богу, что «Очи Ваканды» состоит всего из четырёх эпизодов. Если бы их было десять, я бы, вероятно, не осилил просмотр. И даже с четырьмя получасовыми сериями шоу умудряется казаться невероятно затянутым. Непонятно, как это возможно, но каждый эпизод длится мучительно долго. Вместо того чтобы демонстрировать крутость и бунтарский дух героини первой серии через действия, авторы предпочитают просто бесконечно рассказывать о них, без какого-либо визуального подкрепления.

Визуальная составляющая шоу в целом неплоха, особенно впечатляют статичные пейзажи. Что касается дизайна персонажей, здесь мнения, вероятно, разделятся: кто-то назовёт его интересным и оригинальным, другие — уродливым. Я же склонен согласиться с обеими оценками.

Анимация в целом приемлема, пока на экране царит покой. Нельзя сказать, что экшен-сцены плохи, они динамичны и быстры, но в них есть что-то неправильное. Возможно, это лишь моё ощущение, но персонажи и объекты кажутся лишёнными массы, из-за чего удары и прыжки выглядят неестественно. Также странно, что при таком количестве убийств напрочь отсутствует кровь.

Отрадно, что сценаристы не свели весь сериал к теме расовой борьбы. Вероятно, соблазн изобразить злодеев исключительно белыми колонизаторами, показав, как они веками грабили Африку, порабощали её жителей и отправляли их на американские плантации, был велик. Однако в таком случае пришлось бы объяснить, как «храбрые» вакандцы при этом… э… просто стояли в стороне и наблюдали. Вероятно, именно поэтому эта тема осталась нераскрытой.

«Очи Ваканды» — это произведение, которое недостаточно хорошо, чтобы от него можно было получить удовольствие. Но и недостаточно плохо, чтобы над ним искренне посмеяться. Оно просто безлико.

Сюжеты этой антологии абсолютно не увлекают. Персонажи представляют собой клишированных марионеток, лишённых какой-либо индивидуальности. И, что ещё хуже, их намеренно изображают крайне отталкивающими личностями: предателями и ворами. Визуальная сторона иногда приносит некоторое удовольствие, но этого совершенно недостаточно, чтобы оправдать потраченное на просмотр сериала время.

By Григорий Лазуткин

Григорий Лазуткин, 38 лет. Хоккейный обозреватель из Новосибирска. Более 15 лет освещает матчи КХЛ, специализируется на аналитике игр и трансферной политике клубов.

Related Post