Решение Red Bull об увольнении Кристиана Хорнера потрясло мир спорта. Многолетний руководитель команды Формулы-1 был внезапно отстранен от должности с немедленным вступлением в силу.
В заявлении, опубликованном в среду и подтверждающем уход Хорнера, Red Bull не назвала причину отставки 51-летнего специалиста после 20 лет у руля команды.
Мартин Брандл из Sky Sports F1 сообщил, что Хорнер сказал ему, что Red Bull не предоставила объяснений. На его место был назначен Лоран Мекис, ранее возглавлявший юниорскую команду Racing Bulls.
Несмотря на шок от внезапного ухода Хорнера посреди сезона, бурный характер последних 18 месяцев его работы дает много потенциальных причин, по которым Red Bull могла прийти к такому решению.
Пока страсти после ухода Хорнера еще не улеглись, Sky Sports F1 анализирует факторы, которые могли сыграть роль в его отставке.
Спад Red Bull?
После рекордного сезона 2023 года, когда Макс Ферстаппен уверенно завоевал титул чемпиона, а Red Bull выиграла 21 из 22 гонок, команда мощно начала 2024 год, одержав четыре победы в пяти этапах.
Но начиная с Гран-при Майами в мае 2024 года их внезапно догнали Ferrari и McLaren. Ферстаппену пришлось использовать накопленное преимущество в очках, чтобы удержать Ландо Норриса и завоевать свой четвертый титул подряд.
Такая нестабильность, наблюдавшаяся со второй половины прошлого года, продолжилась и в этом сезоне. Red Bull явно уступает McLaren, а их отставание от лидеров приближается к 300 очкам к середине сезона.
Хорнер переживал периоды, когда Red Bull не выигрывала, так что эта ситуация не нова. Однако внезапное падение формы в рамках действующего регламента вызывало беспокойство и редко наблюдалось в Ф1.
Хотя этот спад, несомненно, беспокоил руководство Red Bull, всего шесть месяцев назад Хорнер добился редкого успеха, руководя командой, завоевавшей четыре титула пилота подряд. Поэтому только результаты этого сезона вряд ли были достаточной причиной для его отстранения от должности.
Проблемы со вторым местом в Red Bull
В то время как Ферстаппен, вероятно, был самым стабильным соперником McLaren в этом сезоне, на другой стороне гаража Red Bull разыгрывалась неловкая для Хорнера ситуация.
Его суждения уже подвергались сомнению, когда пришлось выплатить компенсацию Серхио Пересу, которого отчислили из команды в конце прошлого сезона, всего через шесть месяцев после продления контракта.
Ситуация ухудшилась в начале этого года, когда Хорнер перевел Лиама Лоусона обратно в Racing Bulls всего через две гонки сезона, после того как решил продвинуть новозеландца вместо более опытного Юки Цуноды.
После этого японский гонщик показал себя не намного лучше, обычно финишируя позади Лоусона и его напарника по команде Racing Bulls Исака Хаджара.
Это не новая проблема для Red Bull. Пьер Гасли и Алекс Албон, которые сейчас являются очень сильными пилотами Ф1, были быстро уволены в 2019 и 2020 годах после того, как не смогли сравняться с Ферстаппеном. Но разрыв между машинами команды в этом сезоне стал более экстремальным, чем когда-либо.
Независимо от того, считать ли это неудачным выбором пилотов или фундаментальной проблемой, связанной с тем, что машина стала слишком сложной для пилотирования кем-либо, кроме Макса, ни одна из этих теорий не ставит Хорнера в особо выгодный свет.
Это был выбор `Ферстаппен или Хорнер`?
То, что Red Bull фактически стала командой одного пилота за последние пару лет, дало Ферстаппену и, что, возможно, более важно, его советникам огромное влияние.
В то время как отношения Ферстаппена с Хорнером всегда казались прочными, того же нельзя было сказать о его отце, Йосе. В начале 2024 года между ними разгорелся конфликт, в ходе которого бывший пилот Ф1 публично призвал к отставке Хорнера.
Ситуация, казалось, стабилизировалась, но было ощущение, что крайность конфликта сделает истинное восстановление отношений сложным. Тем временем младший Ферстаппен никогда не пытался скрыть свое доверие и лояльность к отцу.
С учетом этого, перенесемся в нынешнее лето. Главной темой в Ф1 за последние несколько недель было будущее Ферстаппена после того, как босс Mercedes Тото Вольфф подтвердил, что за закрытыми дверями ведутся “разговоры” с лагерем голландца, который состоит из его отца, а также менеджера Раймонда Вермюлена.
Одна из теорий, появившихся после увольнения Хорнера, заключается в том, что, поскольку команда больше, чем когда-либо, зависит от Ферстаппена, его окружение могло использовать свое влияние, чтобы оказать давление на владельцев, требуя отстранения Хорнера, намекая, что четырехкратный чемпион мира с большей вероятностью останется, если произойдет смена руководства.
Контракт Ферстаппена с Red Bull действует до 2028 года, но известно, что он содержит пункты о расторжении. После недавних комментариев Вольффа Ферстаппен отказался подтвердить свое будущее в команде, по большей части избегая вопросов на эту тему.
Поэтому будет интересно увидеть, как развернется ситуация. Если Ферстаппен останется в следующем году, некоторые могут предположить связь с увольнением Хорнера. Если он уйдет, эта идея будет опровергнута.
Скандал с обвинениями против Хорнера все еще имел значение?
Самый сильный удар по авторитету и положению Хорнера в Red Bull пришелся на февраль 2024 года, когда коллега-женщина выдвинула против него обвинения в ненадлежащем поведении.
Характер обвинений, которые он отрицал на протяжении всего процесса, поставил положение Хорнера под угрозу, но он выдержал своего рода “медиа-шторм” и был оправдан внутренним расследованием Red Bull. Апелляция на это решение, поданная сотрудницей Red Bull, была отклонена.
Примерно в это же время обострился конфликт Хорнера с Йосом Ферстаппеном, когда голландец заявил, что обвинения сделали положение Хорнера несостоятельным.
Хорнер получил достаточную поддержку от части владельцев команды, чтобы остаться, но по какой-то причине эта поддержка, похоже, ослабла.
Крейг Слейтер из Sky Sports News заявил в среду: «Совладелец Red Bull Чалерм Ювидхья ранее был союзником Кристиана Хорнера и поддерживал его, пока в течение последних пары лет продолжались расследования по некоторым вопросам в компании, касающимся Хорнера — обвинения со стороны сотрудницы, по которым два внутренних расследования его оправдали.
«Ювидхья поддерживал Хорнера в то время. Насколько я понимаю, эта поддержка со временем исчезла».
Громкие уходы из Red Bull
Скандал также совпал с несколькими очень громкими уходами из Red Bull.
Хотя перемещение персонала является нормальным явлением в Ф1, потеря трех наиболее важных фигур в успехе Red Bull не предвещала ничего хорошего для Хорнера.
Самым значительным, несомненно, стал уход легендарного конструктора Ф1 Эдриана Ньюи, который был с Хорнером в Red Bull практически с самого начала.
Когда-то близкие отношения между ними ухудшились, и, как считается, обвинения против Хорнера стали одним из факторов в решении Ньюи уйти. Его уход был подтвержден в мае 2024 года, после чего он присоединился к Aston Martin в качестве управляющего технического партнера.
До ухода Ньюи, главный конструктор Роб Маршалл покинул команду в 2023 году, перейдя в McLaren. То, что McLaren вытеснил Red Bull с позиции доминирующей команды, возможно, связано с этим.
Затем совсем недавно спортивный директор Джонатан Уитли ушел, чтобы стать руководителем команды в Sauber — коллективе, который в следующем году станет Audi.
В то время как некоторые уходы неизбежны, позволить трем старожилам уйти за такой короткий период выглядит не лучшим образом, особенно на фоне снижения результатов.
Жертва борьбы за власть в Red Bull?
Также произошли значительные изменения в динамике управления над Хорнером. После смерти соучредителя Red Bull Дитриха Матешица в октябре 2022 года, началась очевидная борьба за установление контроля над командой.
Хорнер находился в центре этой борьбы и имел поддержку от тайской стороны в лице Ювидхьи, но не от Марка Матешица, сына Дитриха Матешица, которому принадлежит 49 процентов бизнеса.
Матешиц не сохранил прямого контроля над командой, как это делал его отец. Вместо этого большую роль стал играть глава спортивного подразделения Red Bull Оливер Минцлафф, который также курирует футбольные операции компании.
Именно Минцлафф отвечал за слова благодарности Хорнеру за его работу в заявлении, которым Red Bull подтвердила увольнение.
Хорнер обладал значительной властью внутри организации, но она, похоже, начала ослабевать с 2022 года, даже несмотря на успехи, которых он по-прежнему добивался на трассе.
Тед Кравиц из Sky Sports F1 сказал: «Похоже, австрийская сторона бизнеса при поддержке Йоса Ферстаппена выиграла борьбу за власть.
«Им удалось убедить сторонников Кристиана, что его дальнейшая работа невозможна. С чем именно это связано, выяснится со временем».
Признак проблем с двигателем Red Bull 2026 года?
Следующий год ознаменуется, по мнению большинства, самым большим изменением регламента в истории спорта, где важным элементом станет введение более экологичных двигателей.
Red Bull создала собственное подразделение по производству двигателей, Red Bull Powertrains, чтобы впервые построить собственный силовой агрегат.
Любому новому производителю двигателей было бы сложно сразу конкурировать с опытными соперниками, такими как Mercedes и Ferrari, но сложность нового регламента, похоже, только усиливает эту проблему.
В паддоке Ф1 циркулируют слухи, что Mercedes лидирует в разработке двигателя 2026 года, а также предположения, что Red Bull испытывает трудности.
Насколько известно, это всего лишь сплетни, но если боссы Red Bull были проинформированы, что проект идет негладко, это могло повлиять на их восприятие работы Хорнера.
Придется подождать предсезонных тестов 2026 года, чтобы получить некоторые намеки на то, могли ли проблемы с силовыми агрегатами стать одной из причин.