Пн. Сен 8th, 2025

Сколько стоит косплей и кто за это платит: участницы VK Fest показали подготовку к дефиле

На предстоящем VK Fest 2025, запланированном на 19-20 июля в Москве (билеты уже полностью распроданы), по традиции состоится конкурсное косплей-дефиле. Участницы тщательно готовятся к этому событию, ведь создание костюмов зачастую требует десятков часов труда и значительных финансовых вложений. Мы побеседовали с четырьмя известными косплеершами — Даниэллой LUNA Слиепчевич, Еленой Yatrogenia Гориной, Алиной Cinnamon Вахрушевой и Анастасией Svizee Волковой — о ключевых аспектах их подготовки: стоимости костюмов, поведении публики на крупных фестивалях и их предпочтениях между живыми выступлениями и фотосессиями.

В интернете отношение к косплеерам нередко бывает, мягко говоря, не самым тактичным. Возникает вопрос: как же обстоят дела на реальных фестивалях? Царит ли там атмосфера неуважения или всё происходит в рамках приличия?

Как реагируют зрители на фестивалях?

Пристают, конечно 🙂 Правда, только с просьбами сделать совместное фото. Или просто делают комплименты, говорят, что образы красивые и костюмы крутые. Не все посетители могут знать о том, что какие-то части костюма могут быть хрупкими, поэтому, когда просят совместное фото, я всегда говорю человеку, как встать и можно ли приобнять меня. Иногда бывает, что из-за моего грима на теле человека можно банально запачкать или зацепить одежду крафтом, поэтому всегда говорю заранее, как лучше всего со мной сфотографироваться.

В целом на VK Fest косплей — это малая часть фестивальной программы, далеко не все зрители вообще доходят до нашей сцены, чтобы посмотреть выступления. Но те, кто доходят, тепло принимают, аплодируют после дефиле, говорят приятные слова.

На моем опыте, мне не попадались невоспитанные люди. Каждый, кто хотел сделать фото, обняться и т. д., спрашивал разрешения. Это приятный и важный момент для тех, кто гуляет в костюме. С вежливыми и тактичными людьми одно удовольствие контактировать. Все, кого я встречала на своем пути, лапушки.

Зачастую зрители поддерживают аплодисментами и с интересом смотрят каждый номер! Все эти истории про приставания на фестивалях — это делают единицы, часть из них — даже неосознанно. Ведь в первую очередь они видят `любимого персонажа`, но это не дает им права трогать косплееров без их разрешения! А так — да, случается, бывает.

На самом деле в большинстве своем на фестивалях мало кто прямо пристает. Зачастую все довольно милые и уважают личные границы косплееров. Безусловно, всегда найдется пара человек, которые могут как-то подпортить настроение, но это скорее редкость для меня.

В то время как обычные посетители фестиваля могут свободно перемещаться, наслаждаться стендами, музыкой, лекциями и покинуть мероприятие, когда им удобно, для косплееров ситуация иная. Им предстоит провести весь день в сложном образе: в порой неудобном костюме, с плотным гримом, в жарком парике и на высоких каблуках. Мы поинтересовались у девушек, как они относятся к многочасовому пребыванию в созданном образе.

Длительность пребывания в образе и предпочтения: лайв или фотосессии?

Я из тех, кто проводит в костюме почти всё время на фестивале, если мне не жарко или не холодно. Бывает, что снимаю наиболее хрупкую или неудобную часть костюма, основное же продолжаю носить. Очень тяжело в жару в закрытых образах — тут выбираю свое здоровье и комфорт и переодеваюсь сразу после выступления на сцене и смотра. В целом почти все мои образы удобно сделаны, так как часто работаю на стендах, где смена может длиться от шести до десяти часов, и важно, чтобы костюм был не только красивым, но и удобным.

Фотосессии люблю меньше, чем фестивали. На фесте можно выйти на сцену, увидеться с друзьями, пообщаться, прикупить мерч. На фотосессии есть только тяжелая работа 🙂

Если я приезжаю на фестиваль как участник стенда, то провожу полные дни на площадке вместе со всеми. Если как самостоятельный участник — зависит от моего состояния после выступления и вовлеченности. Я предпочитаю лайв, потому что фото в полной мере не передаст отыгрыш персонажа, его составляющую. Мне нравится именно отыгрывать моего персонажа в реальном времени. Фотосессии для меня — редкий случай.

Я стараюсь проводить на фестивале всё время от начала и до закрытия! Мне интересен абсолютно весь день ивента!

Лично для меня быть персонажем в лайве намного интереснее, чем проводить фотосеты. Потому что мне нравится отыгрывать персонажа и общаться с людьми. Если мне дадут выбор: съездить на фест или устроить фотосет, я выберу первое.

Раньше я, наверное, выбрала бы сходить на фестиваль. Но сейчас мне больше нравится проводить фотосессии. Потому что находиться в сложном костюме на фестивале больше шести часов — это тяжело. Особенно в каком-то сложном гриме или тяжелом крафте. Но даже так эмоции, которые ты получаешь от людей, которые подходят к тебе фотографироваться и общаться, с лихвой перекрывают все другие минусы. Поэтому я могу понять, почему люди выбирают сходить на фестиваль, чтобы пообщаться с друзьями и посетителями.

Участие в фестивале для многих косплееров сопряжено со значительными расходами. Затраты на материалы, пошив костюмов и создание реквизита начинаются задолго до самого мероприятия. Мы спросили участниц о стоимости подготовки к VK Fest и о том, предусмотрена ли какая-либо компенсация, помимо призов за конкурсные выступления. Ответ таков: финансовой компенсации нет, но проход на фестиваль для участников бесплатный, что даёт возможность насладиться выступлениями музыкантов и посетить интересные стенды, если хватит сил и времени.

Финансовые затраты на косплей и поддержка фестиваля

Денежное вознаграждение получают призеры и победители VK Fest. Остальные участники получают аккредитацию на все дни фестиваля — не нужно платить оргвзносы, и это круто. Особенно с учетом того, что ты можешь послушать любимых исполнителей. Я очень люблю творчество Хаски, и на этом VK Fest смогу совместить приятное с приятным: и любимого исполнителя услышать, и с друзьями потусить, и выступить на нашей косплей-сцене 🙂 По-моему, это кайф.

Сделать костюмы для фестиваля может быть как очень затратно, так и бюджетно. Всё зависит от персонажа. Есть костюмы за ₽10 тыс., есть — за ₽200 тыс. На наши парные костюмы было потрачено около ₽40 тыс.: сюда входят ткани, аксессуары, фурнитура, много украшений, парики, обувь, мечи. И это еще очень бюджетно, так как костюмы я делала сама полностью, плюс помогала моя напарница. Стоимость таких костюмов у мастера на заказ будет значительно выше.

Косплей может быть бюджетным, если выбрать подходящего под это персонажа и слукавить на материалах. Что касается моего случая — кошелек немного поплакал. Чтобы достичь желаемого результата, пришлось перевести немало хороших материалов. Своими руками этот костюм обошелся мне не так дорого. Но если заказывать его у швеи/мастерской, придется выложить около 70-100 тыс. золотых.

Зарплата косплеера — это эмоции и признание зрителей. И это относится не только к VK Fest. Участники конкурса могут получить деньги только за призовые номинации, если в номинации они предусмотрены.

Косплей всегда был, есть и будет дорогим хобби (а для кого-то — и работой). К фестивалю подготовиться дорого, только лишь костюм может стоить от ₽10 тыс. до ₽100 тыс., да и то сумма не предельная 🙂

Если ты иногородний, то это, значит, плюсом еще оплата проезда, бронирование гостиницы. Также нельзя забывать про расходы на такси туда-обратно с фестиваля, так как зачастую мы носим с собой кучу вещей, в том числе и крафт, реквизит для образа.

У каждого свой предел бюджета, ведь кто-то может, например, еще делать декорации, а это плюс расходы. В общем, очень и очень много факторов, у каждого будет своя цифра, но она будет явно большая 😀

За участие нам никто не платит. На VK Fest участник конкурсной программы получит призовое вознаграждение, только если пройдет в финал конкурса и выиграет на фестивале в какой-либо номинации. В каждой номинации суммы варьируются.

Ох, у косплееров всегда проблема с деньгами. Стандартные траты на один фестиваль — это сам билет косплеера, такси до площадки туда-обратно за два дня, поесть там на фудкорте (а цены там обычно завышены), плюс, если ты живешь в другом городе, тебе надо потратиться на поезд, гостиницу и еду на эти дни. И это мы не говорим про стоимость самого костюма. Чаще всего на большие фестивали косплееры готовят свои лучшие костюмы. И если какой-то проходной костюм может уложиться в сумму до ₽50 тыс., то на больших фестивалях стоимость каждого костюма на сцене только стартует от ₽100 тыс. В среднем любой сложный костюм, который вы видите на сцене, стоит ₽200-300 тыс. Поэтому даже призовой фонд в ₽100 тыс. за первое место не окупит такой костюм. Не говоря уже о том, что те, кто не выиграл, тоже потратились на свои костюмы. Так что да, это чисто хобби для души. К сожалению, за участие в фестивалях нам никто не платит, только если ты не работаешь на стенде известной компании, но у нас из них осталась только miHoYo. И все места на этом стенде уже заняты.

Суровая реальность такова, что мы вкладываем кучу денег, сил и душу в костюмы, которые никогда себя не окупят 🙁

By Григорий Лазуткин

Григорий Лазуткин, 38 лет. Хоккейный обозреватель из Новосибирска. Более 15 лет освещает матчи КХЛ, специализируется на аналитике игр и трансферной политике клубов.

Related Post