В 2017 году много говорили о том, как блогеры вторгаются в мир рэпа. С тех пор прошло восемь лет, и создать собственную песню стало еще доступнее. Теперь не нужны ни битмейкеры для создания минусовки, ни гострайтеры для текстов. Со всем этим (с переменным успехом) справляется искусственный интеллект, который по вашему запросу может сгенерировать что угодно — от клубного трека до шансона.
Сегодня сложно найти стримера, который не записал хотя бы один “рофляный” трек. Контент-мейкеры ездят по стране с концертами, их хиты конкурируют с композициями профессиональных музыкантов в чартах, а сами они сотрудничают с крупными артистами. В этом материале мы составили список лучших и худших песен в исполнении стримеров. Сразу предупреждаем: этот топ субъективен и может отличаться от вашего мнения. Да, эту музыку действительно слушают люди, включая автора данного обзора.
Начнем, пожалуй, с самого противоречивого персонажа в нашем списке — Ивана Золочевского, известного как ivanzolo2004. Его музыка демонстрирует, что даже весьма посредственные композиции могут найти свою аудиторию. Как ни странно, ivanzolo2004 даже проводит концерты, хотя его треки на них звучат не лучшим образом. Слушать это непросто, а воспринимать всерьез — тем более. Тем не менее, пока его песни собирают сотни тысяч прослушиваний, можно быть уверенным, что его музыкальная деятельность не прекратится.
Будем объективны: следующая песня была написана очень быстро, в рамках челленджа Buster “трек за пять минут”. Однако ее популярность просто поражает: за два года она набрала 33 миллиона просмотров. Единственное, что заслуживает внимания в этой композиции, — это неплохой для своего времени бит. Но текст вызывает лишь ужас.
Стримерша Екатерина Буланкина (Ekatze) как-то подчеркнула: “Для тех, кто не в курсе. Это не `стример лезет в музыку о Боже`. У меня музыкальное образование 11 лет, 5 лет оркестра, три музыкальных инструмента, вокал”. При этом ее первый трек оказался далек от идеала. За толстым слоем эффектов и не самым качественным сведением ее вокальные данные померкли, и получилась типичная, труднослушабельная композиция, которую мог бы записать любой человек без музыкального слуха, просто воспользовавшись услугами звукорежиссера, исправляющего недостатки плагинами.
Zxcursed стал одним из ключевых фигур, популяризирующих новую волну эмо в СНГ, которая пару лет назад захватила сообщество Dota 2. Почему “дединсайды” и “ЧВК `Редан`” стали настолько популярными, до сих пор неясно, но их кумиры хорошо известны. Среди них сам zxcursed, а также ALOHADANCE (который впоследствии отмежевался от этого движения) и shadowraze — arguably главный русскоязычный “дота-рэпер”.
По всей видимости, на пике карьеры zxcursed захотел повторить успех shadowraze и тоже начать выпускать музыку по мотивам MOBA. Однако, честно говоря, получалось у него это с переменным успехом. Читка, инструментал и ритм заметно отставали от уровня shadowraze, а текст не выделялся на фоне конкурентов. И возникает вопрос: зачем аудитории нужен второй shadowraze, если уже есть первый?
Переходим к стримерам, чьи треки можно слушать не только в одиночестве в наушниках. Список открывает Серега Пират. Начав с озвучки роликов по Dota 2, он постепенно стал символом “дота-рока” и панк-направления среди стримеров. Именно благодаря Пирату популярными стали комментарии-«оскорблименты» — одновременно хвалящие и подкалывающие. Один из самых узнаваемых под его песнями: «Никого не слушай, с каждым разом твои треки реально становятся только хуже и хуже».
Самые известные песни Пирата, конечно, посвящены Dota 2, помимо “Зомби апокалипсиса”. Это хиты «тп на аме» и «фп ам» (который, по мнению многих, получился даже лучше оригинала), «Тильт», «Гимн Дахака». Но у него есть и лирические композиции, которые вполне приятно послушать в спокойной обстановке.
Данила Кашин, известный как DK, — один из немногих стримеров-музыкантов в этом списке, пришедших на Twitch с YouTube. Он начинал как блогер, рассказывая о своих играх в CS:GO. Позже DK стал создавать пародии на других контент-мейкеров, перепевая их песни, а затем начал выпускать и свои собственные. «Лицемер», «Я смотрю аниме», «Не достоин жизни» — все эти треки были очень популярны на YouTube в 2018 году. Сейчас DK активно занимается стримингом и концертной деятельностью, изредка выпуская новые видео. Но его свежие песни по-прежнему попадают в чарты: «Ты меня не ищи» и «Не сей любовь» долго обсуждались в сообществе Twitch.
Возможно, вы не знакомы лично с Николаем Ромадовым под псевдонимом Lida, но почти наверняка слышали хотя бы пару его песен. Начинав под никнеймом LIDA MUDOTA, он записал вирусные каверы «Ты дурачок, потому что ты смотришь аниме» и «0/15/2». Как и DK, Ромадов начал свою карьеру на YouTube, где успел набрать популярность на конфликтах с MORGENSHTERN* и совместных работах со Славой КПСС. Хотя Lida стримит не так часто, больше концентрируясь на концертах, не упомянуть его в этом топе было бы упущением — его треки регулярно занимают высокие места в чартах и становятся вирусными в TikTok.
Илья Коряков (mzlff) — баттл-рэпер, который удачно поймал волну хайпа на диссах против стримеров. Mzlff стал пионером в этом жанре, показав, как можно остро и даже оскорбительно критиковать коллег так, что они сами будут заинтересованы в этом. Он выпустил диссы на n3koglai, gensyxa, Evelone192, Buster, bratishkinoff — проще назвать тех, кто не стал объектом его внимания.
Первыми широко известными треками Корякова стали шуточные композиции под псевдонимом Маз Корж. Позже mzlff начал записывать и более серьезные работы, которые, однако, поначалу сильно напоминали стиль другого рэпера — pyrokinesis, за что его до сих пор подкалывают коллеги. Впрочем, со временем Коряков смог найти свой собственный уникальный стиль.
Отдельно стоит вспомнить и о песнях, которые не были записаны стримерами-музыкантами как основной деятельностью, но тем не менее стали крайне популярны. Один из таких треков — «ОБОЖАЮ ММ» Олега Бочарова (stray228), представляющий собой “дотерскую” версию известного итальянского хита Il Pulcino Pio. Stray228, исполняющий песню голосом “бразильского мальчика”, создал крайне запоминающийся продукт.
Пожалуй, самым значимым треком от стримеров на момент написания статьи является «Таро», записанный Tenderlybae в сотрудничестве с Егором Кридом и Егориком. За год он собрал 48 миллионов просмотров и вышел далеко за пределы традиционной аудитории Twitch.
Нельзя обойти стороной и другие яркие примеры. «Эй, Богдан» и «Енотик-полоскун» от Глада Валакаса, «Тише мальчик» от STRANNAYA NEMNOGO, «Ламповая Няша», посвященная Sharishaxd, от Enjoykin, «Идеал» от Twinky и Daxak, «Сколько стоит любовь?» от Boombl4, MORGENSHTERN*, The Limba и NILETTO, и еще множество других композиций. Сегодня каждый, пожалуй, может найти трек по душе от какого-нибудь стримера, хотя для этого может потребоваться время. Даже любители более тяжелой музыки найдут что-то интересное — послушайте, например, фиты bratishkinoff и NEVERLOVE. Очевидно одно: доступность создания музыки возросла, и в результате мы видим как появление настоящих жемчужин, так и, к сожалению, огромное количество посредственного контента.