Пт. Сен 5th, 2025

Впервые сыграл в WoW Classic — рассказ новичка об игре, в которой нет ничего важнее людей

В конце 2024 года Blizzard Entertainment отметила два десятилетия World of Warcraft, запустив новые классические серверы. Упустив предыдущую возможность погрузиться в “ту самую WoW”, я решил, что пора наконец завершить свой давний “гештальт” и оформил подписку на WoW Classic.

Невероятный перерыв получился… Надеюсь, у вас всё в порядке, вы баловали себя чем-то вкусным и вспоминали старые игры. Напомню, что в моих материалах нет места строгим оценкам, скучному анализу, графикам или формулам, которыми пользуются мои коллеги. Здесь главное — игровой опыт, личные впечатления и искренняя любовь к играм. Этот текст — не обзор и не подробное руководство, но может быть полезен тем, кто, как и я недавно, впервые пробует WoW Classic и хочет избежать разочарования. Мои первые полгода в игре оказались невероятно насыщенными и интересными, хотя иногда было непросто. Обо всем этом я подробно расскажу дальше. Если вам такой контент не интересен, прошу прощения — просто не ругайтесь слишком громко, здесь читают другие люди. Или сразу переходите ко второму абзацу, там уже можно искать повод для критики. Спасибо за понимание.

Как я упоминал в прошлых выпусках этой серии статей, для меня морально сложно начинать новые части длинных игровых франшиз, не освоив предыдущие. Иногда это доходит до абсурда, например, попытки пройти все игры по Warhammer 40,000, чтобы наконец приступить к Space Marine 2 и покрасить своих космических гномов.

В случае с World of Warcraft ситуация несколько иная. Во-первых, по рассказам знакомых с этой MMORPG, почти весь контент доступен в актуальной версии, нет острой необходимости “проходить” каждый аддон. Во-вторых, мое желание всерьез познакомиться с WoW возникло не из-за большой любви к жанру, лору вселенной или простого любопытства.

Где-то в начале 2000-х я иногда бывал в гостях у старшего двоюродного брата, который играл, в числе прочего, в World of Warcraft. Если он играл во что-то, мне обязательно нужно было это тоже попробовать. Как оказалось, для восьмилетнего меня эта задача была почти невыполнимой.

Основным препятствием стало отсутствие домашнего интернета. Компьютер был, диски активно менялись, и родители не особо мешали моему увлечению — отец даже пошел со мной в магазин, когда мне отказались продать GTA: San Andreas из-за возрастных ограничений. Но выйти в сеть я мог только у друзей.

Когда наконец подключение к интернету появилось и у меня, возникла вторая трудность: коробки с лицензионными дисками World of Warcraft в магазинах стояли на самой верхней полке с астрономическими ценниками. Последние надежды развеялись после слов продавца: “Там еще нужно ежемесячно оплачивать подписку”. И как с этим могла конкурировать Lineage II на бесплатном диске и компания друзей, уже играющих на местном сервере?

Честно говоря, позже я все-таки предпринял попытку поиграть в World of Warcraft. Кажется, это было во времена аддона Warlords of Draenor, но тогда я не пытался искать единомышленников, разбираться в механиках и уж тем более ходить в рейды. Вторая попытка случилась в 2019 году при первом запуске классических серверов. Результат остался прежним.

При каждом анонсе новых дополнений для World of Warcraft у меня возникало желание снова оформить подписку, но я останавливал себя, вспоминая прошлый неудачный опыт. Однако с объявлением о выходе классических серверов в честь 20-летия игры я почувствовал, что время пришло.

Сразу же я обратился к форуму Blizzard с вопросом, какой сервер лучше выбрать новичку и в какую гильдию стоит пойти. Все ответы сводились к одному: “Иди куда хочешь, главное — получай удовольствие. Только выбирай PvP, иначе не поймешь WoW”. С последним я не стал спорить, но для начала выбрал PvE, чтобы меня, неопытного, не убивали на каждом шагу, пока я читаю задания.

В то же время я начал смотреть видео о WoW Classic и узнал, что на этих серверах играют в основном игроки старше 30 лет, ностальгирующие по прошлому. Я даже задумался об актуальной версии, но трудности с покупкой аддона, рассказы о блокировках аккаунтов в России и все же сильное желание ощутить атмосферу “той самой”, максимально приближенной к оригиналу, классики Азерота вернули меня к первоначальному плану.

Не дожидаясь конкретных советов, я наивно предположил, что игроков много везде, и начал играть на русском сервере “Годовщина”. Когда же даже в столице Орды я не нашел почти никого, я стал искать на форуме темы о наборе в гильдию. Мне нужна была — несмотря на осуждение алкоголя — “подпивасная” гильдия, готовая принять даже абсолютных новичков.

В итоге я нашел гильдию за Альянс на сервере Thunderstrike. Первым делом меня пригласили в Discord для общения и совместной прокачки. От меня ничего не требовали и с готовностью отвечали на мои вопросы об игре. Я очень хотел органично погрузиться в мир игры, не читая тонны гайдов и тем на Reddit, поэтому был абсолютно доволен.

Еще до вступления в гильдию я понял, что совершил ошибку, выбрав воина-дворфа. Оказалось, что игроки, стремящиеся выжать максимум из персонажа (минмаксеры), для этого класса предпочитают людей и орков, у которых есть врожденные бонусы к владению определенным оружием. Мне же пришлось покупать дорогой предмет, чтобы компенсировать разницу, в то время как человек мог бы использовать гораздо более полезные перчатки.

И тут возникает пара совершенно противоположных вопросов, зависящих от вашего опыта. Первый: “Куда ты лезешь? Она тебя сожрет! Учи матчасть, глупец!”. Действительно, в идеале мне следовало проявить уважение к другим и изучить гайды, но я упрямо хотел просто играть, как мне нравится. Разве нельзя просто играть? Если коротко: “Можно, но с ограничениями”. Никто формально не запретит вам играть своим путем, но если это будет тормозить группу, а тем более рейд, в любой гильдии вас быстро отправят в одиночное плавание. Хотя меня никто не грозился выгнать, я сам активно расспрашивал согильдейцев и читал материалы онлайн, набираясь опыта в конкретных аспектах. В первых же совместных подземельях меня обучили основным правилам поведения в группе: не забирай экипировку, которая не даст тебе сиюминутного улучшения, даже если она подойдет для другого билда; не собирай все доступные ресурсы, если другие в группе тоже могут их использовать, и так далее. В общем, я получил экспресс-курс о том, как случайно не вести себя по-свински в данжах.

Конечно, такие тонкости и много другой базовой информации можно было бы найти в гайдах, но мало кто из авторов объяснит тебе, почему все работает именно так, а не иначе. А в хорошей компании тебе с легкостью все разложат по полочкам — играючи, не глядя, едва отрываясь от обсуждения повседневных забот.

Убежден, что при первом знакомстве с WoW Classic не стоит бросаться изучать все гайды подряд, ставить кучу аддонов и слепо следовать “мете”. Все это пригодится намного позже, если, конечно, ваша цель не в том, чтобы прокачаться максимально быстро и эффективно. Дело в том, что нюансов тут столько, что переварив огромный объем информации сразу, легко выгореть, особенно если сама игра вам в итоге не понравится.

Позже я столкнулся с идеальным примером такой ситуации. В гильдию пришел, кажется, не очень молодой человек и начал задавать массу вопросов. Как выяснилось, он прочитал множество гайдов по разным классам, но так и не определился с выбором. К тому же, он установил десятки аддонов, которые скорее мешали, чем помогали. Хотя мы терпеливо помогали ему с каждой мелочью, уже через неделю он перестал появляться в игре — видимо, его ожидания, сформированные по видео и текстам из интернета, не оправдались.

Первые походы в подземелья с согильдейцами и легкость, с которой я узнавал новое об игре, меня очень воодушевили. Я даже начал “делать домашку”: изучал части гайдов, чтобы не подводить товарищей — например, стал вдумчивее распределять таланты, занялся прокачкой профессий и так далее. Однако на новогодние праздники люди из гильдии внезапно исчезли, и около месяца я играл в одиночку.

Поскольку мне уже объяснили основные принципы — например, что существует список лучшей экипировки даже для прокачки — я решил не спешить с поиском новой гильдии. Хотелось найти компанию позже, придя в коллектив уже более подготовленным к первым серьезным испытаниям. Поэтому я вернулся к изначальной цели: пройти все доступные подземелья. Благодаря прошлой гильдии у меня был минимальный запас знаний, позволяющий не быть обузой в группе, а проблем с общением на английском (ведь я на европейском сервере) в чате не возникало.

Сам того не желая, я превратился в своего рода исследователя, изучая игроков WoW Classic в их естественной среде обитания — в подземельях со случайными группами. Мне всегда казалось, что сообщество World of Warcraft очень сурово к новичкам и невероятно требовательно к опытным игрокам. Оказалось, что в “Классике”, тем более на европейском сервере, все максимально терпимы к любым проявлениям неуклюжести и незнания. Даже если чья-то ошибка приводила к гибели всей группы, люди подбадривали друг друга и не сыпали проклятиями в чате — по крайней мере, до определенного момента. Многие безвозмездно помогали мне с трудными заданиями, делились зельями и даже уступали редкие предметы.

Конечно, случались и менее приятные моменты. Некоторые подземелья никак не получалось пройти с первой попытки. Дело было не в уровне или снаряжении, а в людях, которые, казалось, просто не хотели играть. Однажды попался маг, который спровоцировал баг с бесконечным появлением врагов, а потом заявил, что ему заплатили сотню золотых за троллинг группы. Была ли это шутка, совпадение, или кто-то действительно заработал на моем времени и нервах — я так и понял. В другой раз, при пятой попытке прохождения того же данжа, мне попался танк-друид, который без умолку что-то писал в чат. Я ничего не имею против общительных товарищей по команде, но он печатал так долго, что мы временами опасались, не вылетел ли он или отошел от компьютера. К тому же этот танк рассказывал целые истории, совершенно не связанные с нашими текущими приключениями. И это при том, что мне самому нужно было скоро уходить, так что мое недовольство горело долго и ярко.

Я играл не очень интенсивно, но всегда с удовольствием. Честно говоря, сам удивляюсь, почему WoW так меня затянул, ведь раньше у меня не было выраженной тяги к MMORPG. Возможно, многим ненавистный гринд мне даже нравился: было невероятно приятно, получив новый уровень, талант, умение или предмет, вернуться к злобному монстру, который до этого дважды отправлял меня на кладбище, и расправиться с ним за несколько секунд. Одиночная игра тоже имела свои плюсы, однако за тот период я упустил так много, что пришлось снова расспрашивать согильдейцев уже в новом коллективе.

Примерно к 40-му уровню я вступил в еще одну русскоязычную гильдию. Хотя я продолжал качаться в основном сам, в чате постоянно мелькали сообщения о наборах в высокоуровневые подземелья, жаркие споры, ругань или ночные разговоры обо всем на свете. Как-то раз я пытался объяснить человеку, что аниме — это не жанр, и если ему не понравились “Шаман Кинг” и “Тетрадь смерти” по совету друга, это не повод считать все японские мультики глупыми. Жаль, что он так и не последовал моей рекомендации посмотреть “Бойца Баки”…

Выяснилось, что эта гильдия — “Aurore” — с января начала организовывать рейды. Для меня рейды всегда казались чем-то запредельным. В MMORPG я обычно просто бил монстров с друзьями и не стремился к лучшей экипировке, идеальной командной работе и прочему. Но теперь я был настроен освоить весь контент, поэтому поставил себе цель подготовиться к первому рейду за пару недель — к началу мартовского отпуска.

Последние 15 уровней я набирал опыт в основном самостоятельно, хотя и снова стал задавать вопросы в чате. Мне быстро объяснили, что я не только выбрал неподходящую расу, но и использую неактуальную специализацию. При этом я сам разобрался, что для допуска в рейды нужно выполнить несколько серий заданий, с чем успешно справился в намеченный срок. Хотя, как оказалось, у других и с этим возникают сложности.

В WoW Classic очень легко допустить ошибку, усложнив себе прокачку, а то и жизнь всей группе или рейду. Опытный игрок точно знает, какие предметы ему нужны, и будет снова и снова ходить за ними в подземелья, пока не выбьет или не получит возможность начать охоту за более ценными. Он не станет тратить золото на развитие бесполезных умений и не возьмется за задания, которые не принесут ничего ценного. Я, разумеется, набивал шишки на каждом шагу: создал воина-дворфа, пропустил массу полезных предметов, потому что почти не ходил в данжи, продал много дорогих ресурсов торговцам, хотя мог бы хорошо заработать на аукционе. Но ни о чем не жалею — я просто играл в свое удовольствие.

Несмотря на все усилия и поддержку товарищей по гильдии, на свой первый рейд я пришел совершенно неподготовленным — задача провалена. У меня не было ни элементарных для моего класса зелий и расходуемых предметов, ни всей необходимой экипировки предрейдового уровня, ни достаточного опыта — лишь минимальное представление о боссах из гайдов. К счастью, ничего критичного не случилось: меня все равно взяли в состав, так как игроков в гильдии было не очень много, и рейд успешно закрыли, поскольку основная часть группы отнеслась к делу серьезно.

Фактически я был типичным “вагоном”, плохо одетым и неопытным — мой урон был настолько низок, что мое отсутствие в группе едва ли было бы заметно. Добрые люди водили меня по подземельям и помогли собрать нужную экипировку, включая лучшую на тот момент для моего класса. При этом я не прекращал учиться каждый день и постоянно повторял: “А что это вы обсуждаете? Я же совсем новичок в WoW”. Где-то меня поправляли, указывая на глупые ошибки и объясняя, как правильно использовать умения, где-то я сам подмечал интересные моменты в разговорах других и изучал их подробнее.

Когда рядом с тобой люди, которые лучше разбираются в вашем общем увлечении, сам начинаешь стремиться стать лучше. По крайней мере, так должно быть, на мой взгляд, и я старался не разочаровать своих наставников. Я сдержу обещание и не буду приводить формулы и таблицы, но в какой-то момент мне пришлось с серьезным видом изучать и их: WoW Classic — это во многом математика, и от этого никуда не деться.

Приведу быстрый пример. Пока я прокачивался до 60-го уровня, сначала собирал на своего воина экипировку с силой и выносливостью — ведь я должен и бить, и принимать урон, как мне казалось. Потом переключился на силу и чистый урон, решив, что на самом деле я должен только наносить урон. А в итоге выяснилось, что в рейдах я могу просто промахиваться по врагам, поэтому мне нужно увеличивать шанс попадания, а еще шанс критического удара — ведь он сильнее и активирует полезный эффект.

Я присоединился к небольшой группе игроков внутри гильдии, которые буквально всему меня научили, а к тому же оказались очень приятными в общении. И я бесконечно благодарен каждому из них за знания, эмоции и общение в игре — за ее пределами всего этого мне и так хватало, дело вовсе не в нехватке друзей или социального взаимодействия.

Суть в том, что в мире WoW легко заскучать или даже растеряться, если заниматься всем в одиночку, особенно новичку. Конечно, разобраться можно и без посторонней помощи, но взаимодействие с другими приносит гораздо больше ярких впечатлений. Сейчас мне совсем не хочется идти в подземелье со случайными игроками, даже если очень нужна какая-то вещь. Но если друзья позовут меня в другое подземелье, где я не получу буквально ничего полезного, я с радостью потрачу эти час-полтора на игру.

Я понимаю, что не всем хочется вливаться в коллектив и обременять себя лишними социальными связями. В WoW Classic это не обязательное условие, но взаимодействовать с другими все равно придется — это же MMORPG. Считаю, что задавать вопросы в текстовом чате совершенно не стыдно, если в итоге это поможет тебе самому стать лучше и быть полезнее для других. Если же и такой минимальный уровень общения для вас излишен, возможно, эта игра не для вас.

В гильдии есть и другие небольшие группы игроков, которые делают примерно то же самое: общаются, вместе ходят в данжи, просто потому что им нравится проводить время именно так. “Aurore” в целом позиционирует себя как социальная гильдия, лояльная ко всем, кто ведет себя прилично. Здесь даже занимаются чистой благотворительностью: помогают одевать новичков, указывают на ошибки и учат всему, что знают — по крайней мере, пока хватает терпения. Но, оказывается, это тоже может иметь свои минусы.

Из-за большого числа неопытных игроков нам порой становится трудно проходить рейды своими силами, хотя впереди контент еще сложнее. Во-первых, рейдящих участников в гильдии около 20, при идеальном составе в 40. Во-вторых, некоторые еще не успели собрать нужную экипировку. В-третьих, у части игроков, кажется, сильная аллергия на использование зелий и расходуемых предметов, которые дают значительный прирост к характеристикам.

Некоторые походы были настолько изнурительными, что игроки, которые действительно готовились к рейдам, знали механики боссов и правильно использовали умения, затем просто уходили в другие гильдии или на другие серверы. И их можно понять: зачем месяц за месяцем выкладываться, чтобы тащить за собой тех, кто не хочет учиться и становиться лучше? Поверьте, в WoW Classic нет ничего, что требует сверхчеловеческих усилий — нужно лишь желание учиться и находить время на игру.

Благодаря помощи моих новых товарищей и собственным усилиям (я провел, кажется, сотню часов в PvP, набивая ранг ради хорошей экипировки) я уже могу наносить приемлемый урон и даже иногда оказываться в лидерах. Конечно, до эксперта мне далеко, но даже мне уже неприятно смотреть на тех, кто просто не желает учиться и быть полезным для группы. При этом ради гильдии мне пришлось взять на себя некоторые организационные задачи и начать осваивать роль танка — а это совершенно иной геймплей. Так сложилось, что нам постоянно нужен новый рейд-лидер, и почти никто не играет за самый сильный класс в игре — воина. Даже у меня порой возникает вопрос: стоит ли оставаться в такой гильдии?

Помимо чисто игровых аспектов, на состояние гильдии в WoW Classic может влиять и социальная совместимость. Бывает так, что люди просто не подходят друг другу, но в коллективе приходится как-то адаптироваться. Около месяца назад из наших рядов ушел игрок, который действительно много знал об игре и отлично справлялся с ролью целителя, но при этом совершенно не хотел слушать других, отказываясь от лидерских позиций. Для нас он был как радиостанция с постоянно нажатой кнопкой передачи — от него лился поток информации, порой интересной и полезной, но вот входящие звонки он не принимал. В итоге он не выдержал, когда во время очередного спора его точку зрения не приняли, и, проигнорировав все возражения, просто покинул гильдию.

Итак, выяснилось, что разобраться в WoW Classic может даже полный новичок — главное, чтобы было желание и подходящий коллектив. По моему опыту, здесь — и, вероятно, в любой другой MMORPG — нет ничего важнее людей рядом. Новичку нужны терпеливые товарищи, готовые поддержать и научить, а опытному игроку — те, кто, подобно ему, будут без ошибок выполнять необходимые задачи. Кто-то ищет гильдию для общения, кто-то — для быстрого закрытия рейдов и высоких показателей. Самое главное — найти свою компанию, с которой будет по-настоящему интересно играть.

Что будет с гильдией “Aurore”, пока непонятно: у многих настроение не самое оптимистичное, но люди не сдаются и вместе решают возникающие проблемы. Бросать своего первого персонажа, в которого я вложил столько времени, сил и эмоций, просто не хочется. Чтобы этого не случилось, возможно, придется искать другой коллектив. К счастью, я уже нашел игроков, с которыми могу продолжить играть параллельно на другом сервере или просто в составе другой гильдии, даже если там все говорят на другом языке и не стремятся к тесному общению.

Изначально я пришел в WoW Classic с целью “пройти” World of Warcraft целиком, тем более что разработчики активно выпускают классические версии дополнений. Мне казалось, что я буду спокойно играть по вечерам, прокачиваться, улучшать экипировку и постепенно осваивать рейды, пусть и с опозданием. Но в итоге я словно “прописался” в Азероте и, кажется, начал понимать тех, кто годами играет только в эту игру.

Конечно, я не планирую оставаться здесь навсегда, но, похоже, у меня появилась новая “основная игра”. Я бы хотел присоединиться к своей компании на PvP-сервере, продолжать ходить в рейды на PvE, начать играть с запуском Mists of Pandaria Classic и дальше исследовать переиздаваемые старые дополнения. Сам не знаю, как все это совместить и не потерять связь с друзьями и близкими в реальной жизни, но я справлюсь.

Всего за полгода в WoW Classic я прошел через несколько этапов знакомства с игрой, нашел новых друзей, пару раз поссорился с совершенно незнакомыми людьми и, вероятно, достал всех вокруг рассказами о своих приключениях. Я уже скучаю по другим играм, но все равно с удовольствием запускаю WoW. Похоже на абьюзивные отношения, но пока мне это даже нравится.

Уверен, что все вышесказанное применимо к любой MMORPG, но у меня не было серьезного опыта в играх этого жанра, кроме WoW. Я честно признаюсь в этом здесь — прямо над разделом для комментариев. Так что вместо фразы “Зачем я читал рассказ новичка?” лучше поделитесь своими историями из World of Warcraft или других MMORPG.

By Григорий Лазуткин

Григорий Лазуткин, 38 лет. Хоккейный обозреватель из Новосибирска. Более 15 лет освещает матчи КХЛ, специализируется на аналитике игр и трансферной политике клубов.

Related Post