После очередной непростой победы Макса Ферстаппена из Red Bull на Гран-при Эмилии-Романьи, стратегические решения команды McLaren снова оказались под пристальным вниманием.
Ферстаппен, стартовавший с поул-позиции Оскара Пиастри, обогнал его на первом круге и вышел в лидеры. Тем не менее, для обеспечения победы ему пришлось приложить немало усилий, особенно учитывая, что второй пилот McLaren, Ландо Норрис, вскоре опередил Джорджа Рассела, выйдя на третье место.
Хотя темп Ферстаппена в Имоле был, несомненно, выше, чем ожидалось большинством, McLaren, возможно, несколько облегчил ему задачу своими тактическими решениями по ходу гонки.
Первым спорным моментом стало решение рано провести пит-стоп для лидера чемпионата Пиастри, который на тот момент отставал от Ферстаппена менее чем на три секунды. Пит-стоп на 13-м круге фактически вынудил его придерживаться стратегии с двумя остановками.
Этот шаг обернулся против команды, поскольку несколько других лидеров, включая Ферстаппена и Норриса, оставались на трассе дольше, сохранили ресурс шин и смогли перейти на тактику одного пит-стопа. Пиастри же пришлось пробиваться через трафик.
Затем McLaren провел пит-стоп Норриса на 28-м круге, до того как это сделал Ферстаппен. Однако всего через несколько мгновений после этого был активирован режим виртуального автомобиля безопасности из-за остановки Эстебана Окона на трассе.
Это, безусловно, было невезением для McLaren, поскольку такие события невозможно предсказать. Но чем дольше пилот остается на трассе, тем выше его шансы воспользоваться подобной нейтрализацией гонки.
В результате Ферстаппен удвоил свое преимущество, увеличив отрыв примерно с 10 до 20 секунд, и, казалось, уверенно двигался к победе, в то время как Норрис и Пиастри следовали за ним с большим отставанием.
Однако еще один инцидент – остановка Кими Антонелли из Mercedes на трассе из-за технической проблемы – привел к появлению полноценного автомобиля безопасности. Это дало McLaren еще один шанс снова оказать давление на Ферстаппена.
Имея преимущество над Норрисом, достаточное для проведения пит-стопа и возвращения впереди него, Ферстаппен заехал в боксы с лидирующей позиции. Норрис последовал за ним.
Пиастри, однако, остался на трассе дольше и выехал из боксов впереди Норриса. Но он оказался перед своим напарником на жестких шинах, которые были на 16 кругов старше нового комплекта Норриса.
Было нереалистично ожидать, что Пиастри сможет бросить вызов Ферстаппену, учитывая, что у Red Bull также были свежие шины. В то же время, казалось весьма вероятным, что Норрис сможет обогнать своего напарника за оставшиеся 10 кругов до финиша.
Таким образом, у McLaren был вариант дать указание Пиастри пропустить Норриса вперед, чтобы тот попытался атаковать Ферстаппена на заключительных этапах гонки, но они не стали этого делать.
Вильнёв: McLaren показал слабость
В итоге Норрис обогнал Пиастри, заняв второе место, а Ферстаппен уверенно выиграл гонку. Бывший чемпион Формулы 1 и эксперт Жак Вильнёв поставил под сомнение решения команды.
Вильнёв прокомментировал: “Они демонстрируют слабость. По сути, они не показывают той силы, которую Red Bull проявляет год за годом. Как будто они боятся быть агрессивными в борьбе за чемпионство и боятся действовать против Пиастри. Это очень, очень странно”.
“Пиастри провалил первый поворот. Он уснул там. Он вообще не должен был выходить из поворота вторым, и потом у него не было темпа, что странно. У Норриса темп был лучше”, – добавил он.
“На рестарте в McLaren знали, что Норрис обгонит Пиастри из-за разницы в шинах всего через несколько кругов, это было очевидно. Были на 100 процентов уверены, что он выйдет вперед. Так почему заставили его потерять три круга, вместо того чтобы дать ему шанс атаковать Ферстаппена?”
По итогам гонки Норрис сократил отставание от Пиастри в личном зачете до 13 очков, в то время как Ферстаппен приблизился к лидеру на расстояние 22 очков, занимая третье место.
Вильнёв продолжил: “Потому что Ферстаппен борется за чемпионство. Вы не хотите дарить Ферстаппену победы. Это больше очков для него в личном зачете”.
“Они, кажется, довольны вторым и третьим местами. У McLaren машина, с которой хороший уик-энд означает первое и второе места. Все, что меньше, немного разочаровывает. Первое и третье место вполне приемлемо, но они, похоже, довольны вторым и третьим”.
“Эта слабость. Ее видно и в стратегии. Когда Норрис ехал долгий отрезок, зачем его пит-стоп? Вы приняли решение ехать долго. Вы остаетесь на трассе. Ваш темп все еще хороший. Так зачем пит-стоп немного раньше? Как будто вы боитесь идти до конца”.
“Они не воспользовались режимом виртуального автомобиля безопасности. В конечном итоге, с появлением другого автомобиля безопасности это не имело значения. Но тем не менее, это показывает отсутствие настроя `идти до конца`”.
Норрис и Стелла защищают решения McLaren
Хотя пропуск Норриса, несомненно, дал бы McLaren лучший шанс на победу, реальность такова, что Пиастри вряд ли захотел бы позволить напарнику устроить перевес в 10 очков в чемпионате, что произошло бы, если бы они финишировали первым и третьим.
Норрис, похоже, понял ход мыслей команды и похвалил гоночный мостик за “хорошую работу”.
“У меня были шины получше, но я ничего не ждал”, – сказал Норрис. – “Это все равно была непростая борьба. В первом повороте было плотно. Так и должно быть, конечно. Я теряю время из-за этого, потом он теряет время, но это то, что нужно делать, чтобы бороться за чемпионство. Если пытаешься сделать кого-то счастливым, другой будет недоволен, так оно и есть”.
“Думаю, мы справились хорошо, и команда проделала отличную работу”, – заключил он.
Руководитель команды McLaren Андреа Стелла рассказал, что он рассматривал возможность приказать смену позиций, но в итоге отказался от этого.
“Такая мысль определенно была”, – сказал он. – “Мы хотим, чтобы у Оскара были свои шансы на рестарте. Поэтому мы исходили из принципа: если Ландо мог бы обогнать Макса, то он должен был бы довольно легко обогнать Оскара, учитывая, что у того были довольно старые шины. На самом деле, если бы разница в темпе была достаточной, все разрешилось бы само собой. Мы довольны тем, как все прошло”.
“Оба пилота довольны, считают, что это было справедливо, и именно так мы гоняемся”, – добавил Стелла.
Чедвик: Слишком рано для командных приказов
Трехкратная чемпионка W Series и эксперт Джейми Чедвик считает, что еще слишком рано в сезоне для McLaren вводить командные приказы, поскольку это может навредить отношениям в команде.
Она сказала: “Это случай, когда у вас два “первых” пилота. Потому что нет явного лидера. Думаю, если бы у Red Bull был другой пилот такого же таланта, как Макс, то там, вероятно, была бы такая же головная боль. Это хорошая проблема, которую стоит иметь. Мы это обсуждали. Неплохо, что у них два отличных пилота, борющихся за чемпионат мира, но они не могут начать отдавать командные приказы так рано, чтобы один из пилотов уже начал обижаться на другого”.
“Это непросто. Думаю, в какой-то момент произойдет конфликт. Думаю, мы можем предсказать это уже сейчас. Если посмотреть даже на сегодняшний день, они уже были близки к этому”, – отметила Чедвик.
“Думаю, когда это произойдет, McLaren придется с этим разбираться. А пока, я думаю, они играют в хорошую командную игру”, – добавила она.
“Они лидируют в Кубке конструкторов. Макс сегодня опередил их в гонке – мы к этому привыкли – и, думаю, так оно и получилось”, – завершила Чедвик.